0
1976
Газета Тенденции Интернет-версия

01.08.2007 00:00:00

Кровавая мечеть

Александр Игнатенко

Об авторе: Александр Александрович Игнатенко - доктор философских наук, президент Института религии и политики, член Общественной палаты Российской Федерации.

Тэги: пакистан, исламисты, красная мечеть, джихад


События вокруг Красной мечети (Лал Масджид) в Исламабаде (Пакистан) едва ли не в точности повторили происходившее в 1979 году вокруг мечети аль-Масджид аль-Харам в Мекке (Саудовская Аравия). И тут, и там правительственные войска исламского государства штурмовали мечеть, в которой засели хорошо вооруженные и готовые сражаться до последней капли крови мусульмане. Бои были ожесточенными, с большим числом жертв с обеих сторон. Конфликт в обоих случаях завершился победой правительственных войск – исламская революция не состоялась ни в Саудовской Аравии, ни в Пакистане.

Сходство событий отнюдь не случайно. Это тенденция. И в мусульманских странах неизбежно появятся новые «красные мечети».

Когда пакистанские военные допустили журналистов в комплекс Лал Масджид и продемонстрировали им оружие осажденных, репортеры были немало удивлены, обнаружив наряду с автоматами, пулеметами и ручными гранатами копья.

Это верный признак того, что среди мятежников находились салафиты-максималисты. Они, должно быть, шли на огонь станковых пулеметов бравых пакистанских военных с этими копьями в полной уверенности, что победа над превосходящими силами противника будет им обеспечена, если в точности повторить все обстоятельства битвы при Бадре в 624 году н.э., включая вооружение первых мусульманских ополченцев. Согласно преданию, мусульмане малым числом победили тогда целую армию многобожников благодаря вмешательству небесного воинства числом 3000 боевых единиц под водительством архистратигов Джибриля-Гавриила и Микаила-Михаила.

Салафиты – мусульмане, призывающие организовывать жизнь в исламских обществах, вплоть до мельчайших деталей, так, как она была устроена в период первоначального ислама при ас-салаф ас-салих (или просто ас-салаф), или «добродетельных предках»: Пророке Мухаммаде, его сподвижниках и первых двух поколениях их потомков. Салафизм – чисто суннитское направление мысли, которое возникает в исламе постоянно: салафитом был шафиит аль-Газали, салафитским является и ваххабитское направление в исламе, основанное на Аравийском полуострове в XVIII веке Мухаммадом Ибн-Абд-аль-Ваххабом. Салафиты засели в 1979 году в мекканской мечети аль-Масджид аль-Харам, салафитским является деобандийское направление в исламе, которому следуют талибы и которому обучают в тысячах суннитских медресе на территории Пакистана и Афганистана. Деобандийцами были и засевшие в Красной мечети.

Так долго сохранявшийся в странах Аравийского полуострова запрет на фотографию объяснялся четко выраженным в одном из хадисов Пророка Мухаммада запретом изображать существа, наделенные душой. Салафиты-талибы взорвали изваяния Будды в Бамиане, подражая поступку Мухаммада, уничтожившего всех идолов в мекканской Каабе.

Салафит-ваххабит Усама бен Ладен выступает против американских войск на территории Саудовской Аравии не потому, что он борется против американского империализма, как, скажем, Уго Чавес, а потому, что во времена Пророка Мухаммада в Аравии, Земле Двух Святынь, не было никаких американцев и ваххабиты верят, что последними словами Мухаммада накануне его упокоения были такие: «Уберите многобожников с Аравийского полуострова!» Салафиты-деобандийцы громят видеосалоны не только потому, что там продаются видеофильмы, пропагандирующие разврат и насилие, а потому, что любые видеофильмы – вещь неприемлемая для салафита. Ясное дело, при Пророке Мухаммаде не было никаких видеофильмов, к тому же они демонстрируют образы существ, наделенных душой.

Последовательный салафизм невозможен. Ваххабитские салафитские улемы (ученые) в Саудовской Аравии дали добро на фотографию и издали фетву, разрешающую во время «Бури в пустыне» присутствие американских войск на территории их страны. Да и мятежники в Красной мечети не столько копья использовали, сколько автоматы и гранаты. Если мы изучим оборудование типичного аль-каидовско-талибского медресе, в котором, вполне вероятно, учились некоторые защитники Красной мечети, то увидим там и телекамеру, и висящие на вешалке автоматы Калашникова, и гранатометы РПГ. Да и фломастеров, которыми пользуются лекторы в таких медресе, во времена «добродетельных предков», само собой, не было.

Но салафитский проект в пакистанском обществе существует. Проект «продвигает» деобандийское духовенство (в Саудовской Аравии это ваххабитское духовенство). В последние три десятилетия в Пакистане наблюдался бурный рост числа духовенства. Тысячи медресе, раскиданных по Пакистану и Афганистану (в зонах, контролируемых талибами), в течение многих лет готовили людей, обладающих только религиозным образованием и ничего более не знающих. «Армия» салафитского проекта, состоящего в первую очередь в клерикализации пакистанского общества, непомерно разрослась. Руководители этой «армии» типа братьев Гази из Красной мечети стали требовать участия во власти – для осуществления салафитского проекта в масштабах всего общества.

Не сказать, что президент Пакистана Первез Мушарраф не замечал опасности для общества, исходящей от салафитов. Волнами по Пакистану прокатывались кампании по закрытию неконтролируемых государством медресе, перепрофилирования медресе с религиозных дисциплин на светские. Медресе пытались преобразовать в профессионально-технические училища, чтобы их выпускники не становились безработными имамами без средств к существованию. Пакистанские правоохранительные органы преследовали выраставшие как грибы после дождя исламские (суннитские и шиитские) военно-политические объединения типа «Сипах-э-сахаба» и «Сипах-э-Мухаммад», которые подогревали конфликт суннитов и шиитов в стране.

Президент Мушарраф олицетворяет иной социально-политический проект – модернизаторский, точнее, проект авторитарного капитализма (термин Сергея Караганова), сочетаемого с политическими традициями восточного, исламского общества, в котором военные почти всегда были господствующим классом. А духовенство было зависимой и второстепенной корпорацией, обслуживающей власть, но ко власти не допускаемой. В своей исключительно глубокой книге «Что не так? Путь Запада и Ближнего Востока: прогресс и традиционализм» патриарх британского востоковедения Бернард Льюис совершенно справедливо пишет: «В классическом исламе не было такого института священнослужителей, который мог бы управлять или оказывать решительное воздействие на тех, кто управлял». Несколько огрубляя проблему, допустимо утверждать, что в прошлом реальное государство в исламском мире было светским.

Парадокс ситуации в том, что именно Мушарраф и его предшественники-модернизаторы взрастили и, главное, вооружили всю эту «армию» совсем для других нужд. В период Афганской войны (1979–1989) именно Пакистан в сотрудничестве с Саудовской Аравией и под патронажем Соединенных Штатов формировал армию моджахедов для ведения «джихада» против прокоммунистического режима в Афганистане и советских войск в этой стране. По сложившемуся «распределению труда» и не без собственного интереса Пакистан создал на своей территории сеть тех самых медресе, в которых было два основных предмета – «ислам» (салафитского, деобандийского толка) и «боевая подготовка». В них направлялись дети афганских беженцев, которые стали скапливаться на территории Пакистана, а также пакистанская молодежь.

Слово «талиб» (множ. «талибан»), обозначавшее «взыскующего религиозного знания», стало обозначать бородатого боевика, который может только убивать с криком «Аллах Акбар!». В последнее время талибы, по-видимому из-за перепроизводства, стали совершать самоубийственные террористические акты, так называемые акции геройского самопожертвования, или акции «шахидов». Это результат укрепления сотрудничества между «Талибаном» и «Аль-Каидой». Для «Аль-Каиды» акции «шахидов» – «фирменный» стиль. А отношения между «Талибаном» и «Аль-Каидой» при идеологическом единстве на почве салафизма бывали разными, в том числе враждебными.

Есть не известный широкой публике, но крайне интересный факт: в июне 2001 года, незадолго до терактов 11 сентября, лидер движения «Талибан» мулла Мохаммад Омар выступил с заявлением о том, что все фетвы Усамы бен Ладена, призывающие к джихаду – «священной войне» против американцев – и требующие от мусульман убивать граждан США в любой точке земного шара, являются «не имеющими законной силы» потому, что бен Ладен не наделен полномочиями выносить фетвы. Он не завершил необходимого для этого 12-летнего изучения Корана и не является муфтием. В тот момент «Талибан» готовился охранять газопроводы из Центральной Азии в Пакистан через Афганистан, проектировавшиеся в интересах американской компании «Юнокал».

Это проявление общей тенденции, свойственной некоторым государствам, где ислам является господствующей религией. Речь идет об использовании религиозного фактора для решения внешнеполитических и внешнеэкономических задач путем трансферта боевиков-террористов («моджахедов») в разные регионы. Пакистан в основном осваивает соседний Афганистан, совершая набеги в индийскую часть Кашмира. Иран экспортирует боевиков в Ливан, Ирак и некоторые аравийские страны. Саудовская Аравия действует во всем мире, в том числе на постсоветском пространстве. Так, сегодня в Ливане в рядах группировки «ФАТХ-аль-ислам» воюют около полутысячи саудовцев. Премьер-министр Ирака Нури аль-Малики заявил, что половина заключенных в иракских тюрьмах – саудовцы, на территории Ирака действует «Аль-Каида» – внешнеполитическое орудие, созданное аравийскими монархиями.

Проблемой для этих государств является то, что 90% «моджахедов», повоевав в Афганистане и Боснии, в Косово и в Чечне, возвращаются. В Красной мечети в Исламабаде было определенное количество ветеранов зарубежного «джихада», некогда организованного властями.

Это особая публика. Во-первых, они имеют хорошую боевую и диверсионную подготовку и опыт военных действий в разных условиях – в пустыне, лесах, городской местности. Во-вторых, они бескомпромиссны и за те идеалы, которые им внушили, готовы отдать свою жизнь, не говоря о том, чтобы забрать чужие. В-третьих, они – салафиты-максималисты по своим религиозным убеждениям, вернувшись на родину, которая их посылала воевать в филиппинских джунглях или в российских снегах (в исламистском интернете очень популярен арабский видеофильм «Джихад в русских снегах», в котором арабы в белых маскхалатах на бегу стреляют из автоматов и кричат «Аллах Акбар» на фоне заснеженного леса), и обнаруживая в родных местах реализацию совсем другого, модернистского или глобализационного, а то и просто какого-то американского проекта «демократизации», восстают. Везде в этих странах бывшие «афганцы», «боснийцы», «чеченцы» совершают теракты и организуют мятежи.

Как показывают события в Пакистане (и не только там), интегрировать ветеранов глобального «джихада» в общество, в котором реализуется модернизационный проект, в полной мере не удается. Правящие режимы, кажется, видят только два пути – либо подавлять их, вплоть до физического уничтожения (чем и занимается сейчас пакистанский президент), либо осуществлять трансферт «моджахедов»-террористов во все новые и новые регионы, где проживают мусульмане и где есть или искусственно создается напряженность.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
986
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1336
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1018
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
842

Другие новости