0
1840
Газета Тенденции Интернет-версия

01.08.2007 00:00:00

Рахмонов закручивает гайки

Игорь Ротарь

Об авторе: Игорь Владимирович Ротарь - журналист, исследователь современного ислама в Центральной Азии и на Северном Кавказе.

Тэги: таджикистан


Общая для центральноазиатских стран тенденция вмешательства государства в жизнь верующих достигла своего пика в Таджикистане. Парламент республики должен рассмотреть проект нового закона о религии. Этот документ содержит целый ряд существенных ограничений прав верующих.

«Если закон будет принят парламентом, то Таджикистан станет государством с наиболее репрессивной по отношению к верующим законодательной базой во всей Центральной Азии. К сожалению, гонения на верующих усиливаются во всех центральноазиатских республиках», – утверждает Феликс Корли, редактор информационного агентства «Форум-18», специализирующегося на мониторинге нарушений прав верующих в бывших коммунистических странах. Правозащитника особенно беспокоит, что таджикские власти подчеркнуто не хотят обсуждать с верующими новый проект закона. «Верующим приходится доставать новый проект закона нелегально, и, к счастью, им это удается. 22 группы религиозных меньшинств, в основном протестанты, а также католики и приверженцы веры бахаи написали совместное письмо-протест на имя президента Таджикистана Эмомали Рахмонова, а так же в парламент и в комитет по делам религий», – сообщил Корли.

Законопроект впервые в Центральной Азии вводит квоты на количество культовых учреждений в зависимости от величины населенного пункта. Для открытия неисламского религиозного объединения, местного или централизованного, требуются соответственно 200 и 600 подписей. Мечеть с учетом административно-территориального устройства может быть образована в каждом селе с населением от 200 до 2 тыс. человек. Пятничная мечеть в сельской местности может быть открыта в расчете на 20 тыс. человек, в городе – в расчете на 30 тыс. человек. Исключение составляет Душанбе, где одна пятничная мечеть может быть открыта в расчете на 60 тыс. человек.

«Квоты на количество мечетей приведут к тому, что многие из ныне действующих мечетей будут попросту закрыты. Так, например, из 28 пятничных мечетей в Душанбе останется только 16. Требования проекта просто абсурдны. Мечети не смогут вместить и половины верующих. Даже сейчас на пятничной молитве в Душанбе во многих мечетях не хватает мест, и верующие вынуждены молиться на улице. Если же новый проект вступит в силу, то пятничные молитвы превратятся в настоящую пытку для мусульман», – заявил корреспонденту «НГР» глава аналитического центра Исламской партии возрождения Таджикистана Хикматулла Сайфуллозода.

На практике регулировать количество мечетей пытаются и в Узбекистане, однако таджикские власти впервые попытались лимитировать количество мечетей официально, на законодательном уровне. Новый проект закона вписывается в политику контроля жизни верующих, реализуемую Душанбе. Например, 8 июня Эмомали Рахмонов подписал Закон «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан». Согласно новому закону вводится жесткий лимит на число гостей на свадьбах, похоронах и других национальных обрядах и религиозных ритуалах. Например, количество гостей на свадьбе не должно превышать 300 человек. Сбор гостей на некоторые национальные обряды (например, «говордон» – качание 40-дневного ребенка в люльке) запрещен полностью. Как подчеркнул Рахмонов, главная цель нового закона – предотвратить излишние и ненужные расходы населения и таким образом способствовать снижению уровня бедности в стране.

В этом законе, несомненно, есть здравый смысл. Обычай проведения чрезвычайно дорогостоящих свадеб и других обрядов появился в Центральной Азии только в советское время. Повсеместная практика: семьи годами копят на пышную свадьбу дочери или сына, чтобы в день торжеств пустить на ветер все накопленные сбережения. Интересно, что после распада Советского Союза главными критиками новых обрядов стали так называемые ваххабиты (последователи религиозно-политического учения в суннитском исламе, проповедующие строжайшее соблюдение единобожия, очищение ислама от более поздних наслоений), считающие, что эти нововведения противоречат исламу. «Парадоксально, что во время гражданской войны нынешний президент воевал с исламской оппозицией, которую ее противники ошибочно называли ваххабитами, а сегодня поддерживает так называемую ваххабитскую идеологию», – считает Хикматулла Сайфуллозода.

В мае этого года Министерство образования Таджикистана по поручению президента выпустило специальную инструкцию, регламентирующую форму одежды школьниц и студенток. Отныне им категорически запрещено появляться в учебных заведениях в хиджабах (платках, закрывающих волосы и шею).

От новой религиозной политики страдают не только мусульмане, но и религиозные меньшинства. Протестанты, католики, свидетели Иеговы всерьез обеспокоены неоправданно высоким количеством подписей, которые согласно законопроекту, необходимо собрать для создания религиозного объединения. «В большинстве населенных пунктов у нас меньше 100 последователей, следовательно, большинство наших церквей окажется вне закона», – заявил в беседе с корреспондентом «НГР» таджикский протестант, пожелавший остаться неизвестным. Наибольший страх у религиозных меньшинств вызывает 7-я статья этого законопроекта, запрещающая миссионерскую деятельность и прозелитизм. «Миссионерство можно понимать очень широко. Например, любая беседа о Боге может быть расценена как незаконная пропаганда христианства», – считает собеседник газеты.

Эта точка зрения по меньшей мере не лишена оснований. В соседнем Узбекистане (единственном центральноазиатском государстве, где официально запрещены прозелитизм и миссионерская деятельность) религиозные меньшинства привлекаются к административной и даже уголовной ответственности именно за пропаганду своих взглядов среди мусульман. В мае этого года были приговорены к тюремному заключению пастор из Андижана Дмитрий Шестаков и свидетель Иеговы из Самарканда Ирфон Хамидов. Единственная вина этих людей заключалось в том, что они пропагандировали свои религиозные взгляды среди мусульман. Ссылаясь на запрет прозелитизма, власти Узбекистана конфискуют у верующих христианскую литературу на узбекском языке и запрещают проповеди на государственном языке в церквах.

С другой стороны, запрет прозелитизма и миссионерства поддерживают очень многие центральноазиатские мусульмане. Как уже писали «НГ-религии» (см. № 10 от 20.06.07), в Центральной Азии зафиксированы многочисленные случаи избиений и даже убийств мусульман, перешедших в христианство. «Мы оказались между двух огней. Радикальная организация «Хизб ут-Тахрир» резко активизировалась в Таджикистане. В результате их агитации едва ли не треть таджикских женщин ходит в хиджабах, – заявил в беседе с корреспондентом «НГР» высокопоставленный таджикский чиновник. – Активность исламских радикалов вынуждает нас усилить контроль за деятельностью мусульманских организаций. Но мы не можем выпускать одни законы для мусульман, а другие для христиан! Если мы будем закрывать мечети и открывать церкви, то это может окончиться кровавым бунтом».

Душанбе–Худжанд–Ош


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1178
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3139
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1772
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2111

Другие новости