0
3355
Газета Тенденции Интернет-версия

19.10.2016 00:01:00

Леваки в Греции меняют отношение государства к Церкви

Ольга Позняк
Магистр религиоведения

Об авторе: Ольга Сергеевна Позняк – аспирант кафедры социологии и религиоведения РГПУ им. А.И. Герцена.

Тэги: сириза, элладская церковь, школа, черные полковники, нацистская оккупация, ципрас, иероним ii


(сириза, элладская церковь, школа, черные полковники, нацистская оккупация, ципрас, иероним ii При личной встрече премьеру Алексису Ципрасу (в центре) и архиепископу Иерониму II удалось достичь компромисса. Фото с сайта www.iaath.gr

Отношения между государством и Церковью в Греции, где православие имеет государственный статус, переживают кризис. После встречи премьер-министра Греции и лидера партии СИРИЗА Алексиса Ципраса и  предстоятеля Элладской церкви архиепископа  Иеронима II в июне с.г. в СМИ появились сообщения о возможности пересмотра статуса Элладской церкви. Ципрас выступил с предложением о закреплении в Конституции религиозного нейтралитета государства, но с сохранением признания православия в качестве доминирующей религии.

Уже осенью произошел скандал на фоне попытки правительства изменить отношения Церкви и государства, по крайней мере в сфере образования. Газета «Неа» («Новости») сообщила о публикации новых учебных программ по изучению религии, в соответствии с которыми школьникам будут даваться знания о разных религиях с углубленным изучением православия, при этом религия будет преподноситься как аспект социальной реальности. По данным печатного органа крайне левых «Авги» («Рассвет»), часы данного курса в школе сокращены.

В ответ на это Иероним II написал всем политическим лидерам Греции свои возражения по поводу нового курса по изучению религии. «Неа» приводит его заявление, что данная программа неприемлема. По мнению Иеронима II, учащимся должны предоставлять более последовательную картину православия, а не социологическую или философскую рефлексию данного феномена. Недовольна Церковь и тем, что в присланном перед началом учебного года циркуляре от Министерства образования не была упомянута утренняя молитва, с которой учебный день начинается по президентскому указу 1998 года, который никто не отменял. Поддержал Афинского архиепископа и митрополит Пирейский Серафим Ментзелопулос, также направивший свое письмо премьер-министру, посчитав подобные изменения дискриминацией Церкви.

На острую реакцию Церкви не менее остро отреагировал министр образования Никос Филис. Он заявил, что просьба Церкви выполнена: роль православия в новой учебной программе подчеркивается. Поэтому демарш главы Церкви – бессмысленный спор и паникерство. Далее министр заметил, что Церковь не свята априори, обвинив ее в следующем: непонятно, где была Церковь во время диктатуры «черных полковников» (1967–1974) и нацистской оккупации (1941–1944). Также Церковь была обвинена в содействии моральной деградации общества, вследствие чего произошел экономический кризис.

Газета «Элефтерос типос» («Свободная пресса») опубликовала переписку Иеронима II и министра образования, которая последовала после этих взаимных обвинений. Архиепископ Афинский вместе с письмом отправил в парламент книгу, содержащую данные о сопротивлении Церкви немецкой оккупации. В ответ Никос Филис заявил, что открыт для диалога в любое время. По его мнению, отношения Церкви и правительства «черных полковников» является предметом научных дискуссий. Согласно Greek Reporter, он в конце сентября взял назад свои слова о поведении Церкви в период оккупации и хунты и заявил, что дебаты о религиозном образовании не должны сводиться к вопросам прошлого.

В начале октября, по сведениям Афинско-Македонского агентства новостей, состоялось несколько заседаний Священного синода Церкви Греции. Там было принято решение предоставить свое мнение по поводу курса религии на встрече с Алексисом Ципрасом. Иероним II также запросил встречу с лидером правой партии «Независимые греки» Паносом Камменосом.

В итоге 6 октября СМИ сообщили о заключении «перемирия» между Церковью и правительством в результате встречи Алексиса Ципраса и Иеронима II, на которой присутствовал и Панос Камменос. В результате договорились о том, что требования Церкви будут учтены, пересмотр программы курса по изучению религии будет осуществляться в сотрудничестве с Церковью. Никос Филис заявил, что подход государства к данной программе не будет догматическим, сохранится сам курс, часы и его православная ориентация. «Неа» написала о том, что к 1 ноября будет сформирован комитет от Церкви для диалога по вопросу изучения в школе данного курса.

К настоящему моменту нет издания, которое организовало бы опрос общественного мнения по поводу уроков религии в школе, неизвестно, делались ли социологические опросы по этой теме. Из крупных изданий лишь в газете «Катимерини» («Ежедневная»), в которой практикуется публикация писем читателей, прозвучали мнения граждан по поводу обвинений чиновников в адрес Церкви. Так, один читатель заявил в своем письме, что Церковь всегда была убежищем для страдающих и преследуемых, во время оккупации она создала организацию христианской солидарности, которая занималась благотворительной деятельностью во время оккупации. Другой читатель писал о том, что необходимые изменения в программу курса изучения религии должны быть внесены с учетом мнения Церкви, так как 80% греков ей доверяют. Довольно любопытно письмо профессора Открытого народного университета Иоанниса Хаиниса, который проанализировал содержание Конституции. Он отметил, что в ст. 16 об образовании говорится, что оно направлено на развитие национального и религиозного сознания, а, согласно ст. 3, господствующая религия в Греции – православие.

Звучали и мнения в поддержку правительства, так, Никос Аливизатос, профессор конституционного права в Афинском университете, заявил, что нынешние уроки религиозного образования устарели и нуждаются в пересмотре, также он отметил, что к 1974 году Церковь осталась фактически единственным учреждением, которое хунта не трогала. К тому же звучали высказывания о необходимости давать в школе знания о различных религиях, вспоминали и о потребностях беженцев, исповедующих другую религию.

«Школьный» спор между партией Алексиса Ципраса и Церковью может негативно повлиять на устойчивость правящей коалиции. Согласно GreekReporter, Панос Камменос заявил, что оставит правительство без своей поддержки, если позиция Церкви не будет приниматься во внимание. Также лидер оппозиционной партии «Новая демократия» Кириакос Мицитакис, по информации Афинско-Македонского агентства новостей, оценил действия правительства Алексиса Ципраса как попытку разделить общество даже в вопросе религиозного образования, происходящее, по его мнению – бессмысленный конфликт.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Михаил Сергеев

Ядерное противостояние вытеснено войной чипов

0
497
Вокруг Путина началась большая рокировка

Вокруг Путина началась большая рокировка

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Приход Белоусова в Минобороны ставит вопрос о новом месте работы Патрушева

0
578
Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Ольга Соловьева

Госдума выполнила свою конституционную обязанность – утвердила состав вице-премьеров

0
506
Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Расцвет демократии в Госдуме при утверждении вице-премьеров выглядит политической спецоперацией

0
411

Другие новости