0
707
Газета Регионы России Интернет-версия

30.12.2000 00:00:00

Шняки, ладьи и ледоколы

Тэги: Архангельск, музей, корабль


Архангелогородцы своим морским музеем очень гордятся. Архангельск, если кто не знает, - это первый крупный морской порт Русского государства. Адмиралтейство здесь было основано еще Петром I. За годы своего существования оно дало Российскому флоту 152 линейных корабля, 62 торговых судна и сотни мелких плавединиц.

Но и до Петра I от берегов Архангельска уходили в море поморские промысловые суда: кочи, осиновки, шняки, раньшины, ладьи. Макеты всех этих посудин имеются в Северном морском музее, как и предметы поморского рыболовного промысла: иглы и лучики для вязания сетей, молот для забивания кольев и даже уда для подледного лова. Можно увидеть здесь и лодку-живицу, которая использовалась для перевозки рыбы, - единственный уцелевший экземпляр, который был обнаружен в устье реки Северная Двина у деревушки Нижние Рыболовы. Имеются в морском музее и хорошо сохранившиеся анкерки для пресной воды. Их рыбаки брали с собой в походы.

Хорош и макет гросс-яхты "Святой Петр". Она была построена в Архангельске в 1693 г. специально для царя Петра. Здесь же, в Архангельске, был сооружен и линейный корабль "Город Архангельск", который потом вошел в состав Балтийского флота. Корабль имел экипаж в 440 человек и был оснащен 54 орудиями. Он участвовал в войне со Швецией и вышел победителем.

Судно "Азов", вне всякого сомнения, одно из главных украшений Северного морского музея. Этот 74-пушечный трехпалубный линейный корабль был построен в 1825 г. "Азов" - самый знаменитый корабль в истории Российского флота. Он участвовал в Наваринском морском сражении в 1827 г. И в этом кровопролитном бою "Азов" одержал победу над шестью кораблями неприятеля, за что был награжден почетным Георгиевским флагом.

Северный морской музей Архангельска рассказывает не только о знаменитых кораблях, но и о выдающихся людях того времени, таких как вице-адмирал Михаил Рейнике (1801-1859 гг.), который организовал в этом городе шкиперские курсы, поставил три маяка, создал спасательную станцию... Этот замечательный человек был отмечен при жизни полной Демидовской премией.

Умные, прогрессивные люди того времени делали все возможное, чтобы Россия вошла в состав сильных морских держав. Михаил Ломоносов писал в своем предисловии к "Краткому описанию разных путешествий по северным морям и показанию возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию" (1763 г.): "Благополучие, слава и цветущее состояние государств от трех источников происходит. Первое от внутреннего покоя, безопасности и удовольствия подданных; второе от победоносных действий против неприятеля, с заключением прибыточного и славного мира; третие от взаимного сообщения внутренних избытков с отдаленными народами... Россия, простираясь по великой обширности матерой земли, и только почти одну пристань у города Архангельского, и ту из недавних имен имея, больше внутренним плаванием по великим рекам домашние свои достатки обращала между собственными своими членами; но ныне по открытии Петровою рукой в многие моря пристаней по ведении знания в мореплавании и строении корабельном, бывшие неудобности исчезли, и ход российских военных и купеческих судов знатно прирастает..."

Вслед за ладьями и раньшинами, линейными кораблями пришли в Архангельск и стальные суда - ледоколы. В 1909 г. их появилось сразу два: "Таймыр" и "Вайгач". Эти суда использовали специально для исследовательских работ в полярных морях...

В Северном морском музее собрана неплохая коллекция и "морских" фотографий.

Сюжетная линия фотоиллюстраций резко изменилась, когда в апреле 1921 г. Совнарком принял декрет об открытии Архангельского советского порта.

В морском музее можно узнать и о том, как именно проходила операция по спасению экспедиции Нобиле в Северном Ледовитом океане, когда погиб дирижабль "Италия". Экипажу удалось спастись - его-то и вывозили на Большую землю ледокол "Красин" и ледокольный пароход "Малыгин".

Челюскинская эпопея тоже нашла свое место в Северном морском музее. 16 июля 1933 г. "Челюскин" вышел из Ленинграда в героический поход сквозь льды. Начальником экспедиции был Отто Шмидт. Льды разломили мощное судно, но людей все-таки спасли. За их спасением следил весь мир...

Еще в этом любопытном музее можно узнать, как именно выглядели гардемарины и мушкетеры морской пехоты, чем форма обер-офицеров флота отличалась от формы канонира морской артиллерии или унтер-офицера ластового экипажа.

Немало судов и суденышек в натуральную величину стоят прямо у ворот музея. Например, шхуна "Запад". Последний ее выход в море закончился трагически: шхуна попала в шторм, и он ее изрядно потрепал. Теперь шхуне необходим основательный ремонт. Деньги тут собирают всем миром, кто сколько может. Может быть, следующим летом шхуна "Запад" снова выйдет в море?

Архангельск


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1290
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
966
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1155
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
756

Другие новости