0
1210
Газета Регионы России Интернет-версия

04.10.2001 00:00:00

Подледный лов

Гитас Анилионис

Об авторе: Гитас Повилович Анилионис - кандидат экономических наук.

Тэги: литва


Российско-литовские отношения удивительно напоминают зимнюю рыбалку: сквозь нарастающий лед политического отчуждения, связанного со стремлением Литвы вступить в НАТО и жить, как сказал ее президент Адамкус, "в безопасной семье демократических государств", просверлены многочисленные лунки, сквозь которые литовцам удается вытаскивать жирных российских экономических окуней. Примерно тем же занимается и российская сторона, почти совсем не обращая внимания на то, что ее считают опасной и недемократической. Калининград, безусловно, является одной из наиболее широких и продуктивных лунок на поле двусторонних связей.

Сегодня литовско-калининградское экономическое сотрудничество можно, как представляется, разбить на "три с половиной" группы проблем:

- проблемы прямых экономических отношений между Калининградом и Литвой;

- широкий комплекс транспортных проблем, связанный с неурегулированностью многих вопросов межгосударственного транзита грузов в регионе;

- критическая зависимость Литвы от поставок российских энергоносителей и роль в этих поставках (как прямая, так и косвенная) Калининграда;

- прогнозируемые проблемы экономических отношений между Литвой и российским полуэксклавом на Балтике в контексте приема Литвы в полноправные члены Европейского союза и в НАТО.

Первый комплекс проблем можно характеризовать как "наиболее беспроблемный", поскольку местные бизнес-элиты и в значительной степени зависящие от них соответствующие властные структуры сумели достаточно быстро создать необходимые "тепличные" условия для делового сотрудничества. Калининградцы практически единодушны в том, что иметь дело с литовцами сегодня гораздо проще и удобнее, чем, скажем, с поляками. Как сказал один калининградский производитель мебели, "прошли времена, когда литовцы разговаривали с нами только по-английски и демонстративно отводили взгляд; теперь они поняли, что значит Россия для их государственной и личной экономики, и мы извлекаем взаимную выгоду из того, что раньше жили в одной стране".

Многие литовские хозяйственные структуры ориентируются на создание в Калининградской области совместных производств. Литва в 2000 г. инвестировала 4 млн. долл. в экономику Калининградской области. Это 80% всех иностранных капиталовложений. Только в прошлом году в Калининградской области было создано 40 совместных российско-литовских предприятий, а всего их уже в регионе свыше 370. Литовских инвесторов привлекает прежде всего режим особой экономической зоны, предусматривающий таможенные и иные льготы. Вся эта коммерческая идиллия покоится на достаточно прочном правовом фундаменте - подписанном 29 июня 1999 г. премьер-министрами России и Литвы межправительственном Соглашении о долгосрочном сотрудничестве между Калининградской областью и регионами Литвы. Содействовать увеличению капиталовложений призван и Клуб литовских предпринимателей, работающих в области.

В рамках российско-литовской межправительственной комиссии создана и действует рабочая группа по вопросам сотрудничества Калининградской области и регионов (уездов) Литвы, что позволяет оперативно решать острые проблемы экономических и других отношений на уровне министерств и ведомств обеих стран. Подписаны соглашения о сотрудничестве с Каунасским, Клайпедским, Паневежисским и Мариямпольским уездами Литвы. Представляется перспективным и логичным заключение подобного соглашения и с самым крупным уездом Литвы - Вильнюсским.

Состоялся ряд совещаний представителей Ассоциации строителей, Ассоциации легкой промышленности Литвы со своими коллегами из Калининградской области. Регулярно проходят конференции на тему "Торгово-экономическое сотрудничество Литовской Республики и Калининградской области РФ и перспективы его развития". В г. Советске благодаря созданным российско-литовским совместным предприятиям в швейной, трикотажной и кондитерской промышленности удалось ликвидировать безработицу.

По итогам состоявшейся 16 мая встречи мэра Вильнюса Артураса Зуокаса и находящейся в литовской столице делегации Калининграда под руководством мэра Юрия Савенко были определены наиболее актуальные и реальные совместные экономические проекты и то, что мешает дальнейшему развитию торгово-экономического партнерства. Разумеется, на первое место вновь была вынесена такая проблема, мешающая сотрудничеству предпринимателей из Литвы и Калининградской области, как занимающая много времени процедура пересечения границы по обеим сторонам Немана. Задержки предпринимателей объясняются устаревшей и плохой инфраструктурой перехода "Мост королевы Луизы". Как сказал мэр Артурас Зуокас, намечается подписать соглашение мэров Вильнюса и Калининграда о выделении на реконструкцию моста с обеих сторон по 100 тыс. литов. Артурас Зуокас считает, что реконструкция моста обойдется в целом в 10-15 млн. литов. Мэр Вильнюса довел до российской стороны жалобы литовских предпринимателей на затруднение торговли из-за отсутствия в Калининграде филиалов литовских банков, где предприниматели могли бы осуществить расчеты. Юрий Савенко выразил надежду, что в ближайшее время такие филиалы появятся, поскольку на эту тему уже идут переговоры между Vilniaus bankas и одним из российских банков.

Артурас Зуокас выступил с принципиально важной идеей, что дальнейшее сотрудничество могло бы опираться на принцип "треугольника" между Вильнюсом, Москвой и Калининградом. По словам Юрия Савенко, его можно было бы провести в жизнь при поставках Литвой сельхозпродукции в Калининградскую область, которую после переработки местные предприятия могли бы реализовывать в Москве и России. Таким образом, наметился некий альянс между балтийскими соседями по совместному завоеванию наиболее платежеспособного в России московского рынка, хотя подобный проект, откровенно говоря, весьма смахивает на экономическую химеру.

Многочисленные транспортные проблемы в регионе связаны с недостаточной "гармонизацией" железнодорожных тарифов. Как заявил на февральском съезде Союза промышленников и предпринимателей области губернатор Владимир Егоров, ежегодно Калининградская область теряет на транспортных перевозках 22 млн. долл. Понятно, что примерно такая же сумма отчуждается в пользу Литвы.

Проблема калининградского транзита, экономическая по сути, прикрывается со стороны Литвы политической истерикой. Литовские чиновники заявляют, что "русские выдвинули совершенно неприемлемые требования: они хотят, чтобы на нашей территории были созданы коридоры. Чтобы через нашу территорию могли транзитом проезжать автомобили с российскими номерами, чтобы российские самолеты могли совершать у нас посадку, чтобы железнодорожные поезда не подвергались контролю". При этом они ссылаются на документы, направленные Москвой в Европейскую комиссию после того, как в январе 2001 г. экспертами ЕС был составлен документ, касающийся будущего Калининградской области.

Между тем производственные мощности единственного на Балтике незамерзающего портового комплекса России используются сегодня только на 40%. В то же время соседние порты Литвы, Латвии, Эстонии перегружают примерно в 25 (!) раз больше грузов в основном российского происхождения. За последние три года из Калининграда на порты этих государств переключены наиболее ценные и стратегические российские товары: цветные металлы, ферросплавы, бумага, пиломатериалы, черные металлы. Дело доходит до абсурда. Потенциальные возможности Калининградского порта по этой номенклатуре составляют около 1,2 млн. тонн. При имеющихся значительных свободных мощностях собственного порта в 1999 г. через порты Эстонии было отгружено 296 тыс. тонн алюминия, а за 5 месяцев 2000 г. - 254 тыс. тонн. Перегрузка такого количества металла позволила бы транспортным предприятиям Калининграда получить свыше 80 млн. руб. доходов. Вместе с тем для перегрузки цветных металлов через порт Калининград созданы более выгодные экономические условия в сравнении с соседними балтийскими портами. Например, общая стоимость железнодорожной перевозки одной тонны алюминия от Саянского завода до Таллина (сведения по Литве отсутствуют) составляет 80,3 долл., до Калининграда - 74,7 долл. С Красноярского комбината соответственно - 80,3 и 75,2 долл. Стоимость перевалки в таллинском порту равна 8 долл. за тонну, в Калининграде же - 5,5. При этом необходимо учесть более короткое морское расстояние до европейских портов и, следовательно, большую экономию затрат по доставке товаров в российский полуэксклав.

В результате анализа сложившейся ситуации, когда перевалка алюминия через порт Калининград оказывается значительно выгоднее, напрашивается интересный вывод. Судя по всему, отток грузов из Калининграда к "иностранцам" в значительной степени вызван причинами, позволяющими компенсировать явные преимущества российских морских ворот. Среди них - облегченные процедуры таможенного контроля и оформления в прибалтийских странах по отношению к российским грузам, позволяющие уклоняться от уплаты налогов или осуществлять нелегальный вывоз товаров. Учитывая, что цветные металлы являются стратегически важным товаром России, и в целях усиления контроля за его перемещением Ассоциация транспортных и промышленных предприятий самой западной области страны обратилась в правительство РФ с просьбой оперативно принять постановление об установлении порядка экспорта российских цветных металлов только через российские порты. Кстати, такой опыт защиты государственных интересов уже имеется. Введение в действие с 10 апреля нынешнего года приказа ГТК от 12.08.99 г. # 531 "Об определении мест пересечения таможенной границы Российской Федерации для ввоза мяса птицы" позволило порту уже в мае 2000 г. подготовить выгодный контракт с Советом по экспорту домашней птицы и яиц (США) на перевалку 50 тыс. тонн мяса до конца года. Однако решение по "цветмету" так и не принято, как ни спешит российское правительство в решении общего узла вопросов по калининградскому транзиту.

Перечисление проблем калининградско-литовских экономических отношений показательно уже тем, что, несмотря на ухудшение геополитической ситуации в регионе, они носят достаточно деполитизированный характер. Существующие трудности в развитии этих отношений представляются преодолимыми. Для этого необходимы только терпение, нарастающий опыт, упорство и точный расчет. Как и на зимней рыбалке.

Калининград


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
682
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
890
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
731
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
600

Другие новости