0
1080
Газета Регионы России Интернет-версия

30.09.2002 00:00:00

Валерий Шамин: "Судиться с правительством - себе дороже..."

Тэги: шамин, ярославль


- Валерий Григорьевич, как вы можете охарактеризовать сегодняшние взаимоотношения Центра и регионов?

- Сегодня налицо узурпация власти - не столько политической, сколько финансовой. Сейчас уже третий случай, когда перераспределение бюджетных доходов в пользу Центра ощущается особенно сильно. Первый раз это было в 1993 году, после октябрьских событий. Второй - после дефолта в 1998 году и третий - с приходом к власти Владимира Путина. Система межбюджетных отношений пока никак не может устояться. Более 10 лет поисков создают нервозность не только в обществе, но и во власти..

В нашей области действует программа "От выживания к благополучию". Мы не можем ее реализовать по целому ряду направлений. У нас, к примеру, 47% людей живут за чертой бедности. Если бы в регионе были дополнительные доходные источники, почему бы часть денег не направить на социальную помощь.

Кроме того, у нас есть острейшие проблемы, которые нельзя откладывать на потом. Например, под Тутаевом работает "Славнефть-НПЗ имени Менделеева". Там десятилетиями в прудах накапливаются отходы производства - кислые гудроны, содержащие концентрированную серную кислоту. Уже скопилось более 1 миллиона тонн токсичной гадости, которая, не дай Бог, в случае прорыва берегов уничтожит водозаборы в Ярославле, Костроме, Нижнем Новгороде. Это будет экологическая катастрофа мирового значения.

- Но Ярославская область - не отдельное государство?

- Я согласен - есть армия, центральная власть, границы, бедные регионы, внешний долг. Конечно, федеральный бюджет должен пополняться за счет чего-то, но нельзя перегибать палку, все забирая у территорий. Сейчас наша область достигла такого уровня развития, когда мы практически финансово не зависим от Центра. Но в следующем году мы можем перейти из доноров федерального бюджета в разряд дотационных регионов. Этого могло бы не произойти, если бы правительство РФ считалось с Бюджетным кодексом РФ. В нем прописано, что субъекту Федерации должно оставаться 50% от всех налогов, собираемых на его территории. Однако законами о федеральном бюджете эта статья кодекса который год приостанавливается. Это предлагают сделать и в 2003 году. В такой ситуации у региональных властей пропадает интерес что-то делать.

В следующем году у нашей области отбирают табачные акцизы. Что это такое? Табачные акцизы - около 1,1 миллиарда рублей - это 17% доходов областного бюджета. Со следующего года мы, наверное, поневоле будем получать от Федерации финансовую помощь. Но зачем это было искусственно делать? Чтобы привязать к Центру, чтобы губернаторы ходили на поклон и выбивали в Минфине деньги.

- Вы можете что-то сделать, чтобы остановить этот процесс?

- Наша областная Дума может только принять обращение к президенту, председателю правительства. Можно, конечно, попытаться судиться с Федерацией. Наверное, есть основания, например положение Бюджетного кодекса, что закон о федеральном бюджете не может противоречить кодексу. Значит, принцип распределения доходов 50/50 между регионом и Центром не может быть приостановлен законом о бюджете. Но судиться с правительством себе дороже, мы только осложним наши взаимоотношения.

- Насколько реально в ближайшее время объединение Ярославской области с Костромской или Ивановской, о чем идут дискуссии?

- Стратегически это правильное направление - в России слишком много субъектов Федерации, что приводит к неэффективности управления государством. Эта проблема слишком многогранна, чтобы обсуждать ее так просто: давайте искусственно соединим несколько регионов. Конечно, это абсурд, если проводить такое объединение отдельно от общей административно-территориальной реформы. Поэтому я думаю, что пока не совсем удачное время, чтобы вести этот диалог.

В принципе очень приятно соединить Ивановскую, Костромскую и Ярославскую области, получить на карте "пятак" примерно в 118 тысяч квадратных километров, иметь территорию, равную почти Таджикистану, население 3 миллиона человек, из которых одна треть - пенсионеры.

Но чем это может обернуться? Во-первых, наша область по уровню экономического развития значительно опережает Костромскую и Ивановскую. Это не совсем их вина, но это так. У нас уровень бюджетной обеспеченности на одного жителя региона - 6700 рублей, это третье место в Центральном федеральном округе после Москвы и Московской области. В Костроме и Иванове эти показатели на две тысячи меньше, чем у нас. Соединили мы три области. Где гарантия того, что наши головы и федеральные политики позволят там развить экономику до такой степени, что их уровень жизни достигнет ярославских показателей?

Во-вторых, если сливаются три территории, что, уменьшится аппарат? Никогда еще не было в истории, чтобы при слиянии предприятий, регионов или стран уменьшалось число чиновников. Оно вырастет, тут не нужно быть большим специалистом. К тому же люди психологически не готовы к объединению, да и Конституция не очень позволяет это делать. Предложение ярославского отделения партии "СПС" о проведении референдума с вопросом: "Поддерживаете ли вы объединение Ярославской и Костромской областей?" - на мой взгляд, не корректно по отношению к костромичам. Мы не можем за них решать этот вопрос.

Ярославль


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
386
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
494
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
406
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
341

Другие новости