0
2819
Газета Регионы России Интернет-версия

06.06.2014 00:01:00

Приоритет власти – подотчетность населению

Тэги: мсу, самоуправление, подмосковье, реформа, закон, мэр, кузнецов


мсу, самоуправление, подмосковье, реформа, закон, мэр, кузнецов Михаил Кузнецов видит в реформе МСУ возможность навести порядок в системе управления городами и районами. Фото Гелены Степановой

В конце мая Московская областная Дума приняла закон о местном самоуправлении, определяющий порядок избрания глав муниципалитетов и Советов депутатов. О причинах и перспективах закона с заместителем председателя правительства региона Михаилом КУЗНЕЦОВЫМ поговорил корреспондент «НГ» Савелий ВЕЖИН.

– Михаил Михайлович, скажите, какие негативные предпосылки и проблемы существовали для принятия закона о местном самоуправлении?

– 131-й Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был принят больше 10 лет назад – в 2003 году. За это время стало очевидно, что документ нуждается в корректировке, и он был изменен на федеральном уровне: регионам было дано право определять модель избрания органов местного самоуправления и перераспределять полномочия между государственными и муниципальными органами власти. При этом за местным самоуправлением закреплен «несгораемый остаток»: полномочия, которые ни при каких обстоятельствах не могут быть перераспределены.

Для Подмосковья внесенные в федеральный закон поправки особенно востребованы. Например, в ближнем Подмосковье из-за высокой плотности населения границы между отдельными муниципальными образованиями стираются, и решать инфраструктурные, градостроительные вопросы на местном уровне просто невозможно.

– С чем была связана спешка в принятии закона сразу после поправок в федеральное законодательство?

– Никакой спешки не было. В Московской области давно идет системная работа по совершенствованию системы местного самоуправления. С конца прошлого года в регионе ведутся консультации с главами муниципальных образований, депутатами, представителями общественности, экономистами. Мы проработали сотни предложений и вариантов – от таких сложных решений, как объединение городов, до заключения соглашений по передаче отдельных полномочий от поселков к району.

К тому моменту, когда Федерация приняла поправки в закон о местном самоуправлении, у нас была наработана база, которая позволила в кратчайшие сроки внести проект закона о модели избрания органов местного самоуправления на тех территориях, где осенью 2014 года пройдут выборы. Принятие этого закона 29 мая позволило совместно с муниципалитетами выработать оптимальную модель проведения выборов 14 сентября 2014 года, что же касается остальных территорий, мы продолжим консультации.

– Московская область – очень диверсифицированный регион. Удастся ли разным подходам к местному самоуправлению укрепить низовую власть и сделать ее более подотчетной региональной власти?

– Диверсифицированный подход к организации местного самоуправления применяется и сегодня. У нас и до принятия областного закона на части территорий главы избирались на прямых выборах, а на части территорий – из состава Совета. Проблема в том, что отдельные главы и депутаты злоупотребляли своим правом устанавливать модель формирования органов местного самоуправления. Если глава понимал, что он не сможет избраться на прямых выборах, он вносил поправки в Устав. Это неправильно. И в этом смысле формирование правил на уровне регионов укрепит местную власть. Она будет формироваться по понятным правилам, установленным для каждой конкретной территории с учетом ее специфики.

Что касается подотчетности муниципальной власти – то да, в части, касающейся выполнения указов президента, решений правительства области, должна быть подотчетность. Но не менее важно, чтобы местная власть был подотчетна жителям, а не группам политического и экономического влияния. Правительство постоянно «разворачивает» и не согласовывает генпланы территорий. Знаете почему? Потому что тысячи гектаров сельхозугодий закладываются под высотное строительство. Здесь вопрос не отчетности, а комплексного подхода к развитию территории. Именно поэтому мы говорим о деполитизации местного самоуправления.

– Вопрос по конкретике – где будут сохранены функции мэра, где произведено деление?

– Законом установлено, что избираемый глава будет возглавлять администрацию в Дмитровском, Зарайском, Лотошинском, Луховицком, Озерском, Сергиево-Посадском, Солнечногорском районах и в городском округе Реутов. На остальных территориях глава становится председателем Совета депутатов, а администрацией руководит сити-менеджер.

В Московской области 359 муниципальных образований – 35 городских округов, 36 муниципальных районов, которые состоят из 111 городских и 177 сельских поселений. В законе не упомянута и половина из них. На остальных территориях действуют те схемы, которые закреплены в их Уставах.

В общей сложности в 114 муниципальных образованиях глава избирается из состава Совета депутатов, в том числе в 4 городских округах, 11 муниципальных районах и 99 поселениях. В 245 муниципальных образованиях глава избирается напрямую, в том числе в 31 городском округе, в 25 муниципальных районах и 189 поселениях. То есть в выборах недостатка не будет.

– Как будет происходить разграничение полномочий между сити-менеджером и главой Совета депутатов?

– Глава – председатель Совета – выполняет политические функции. Глава администрации – исполнительские. То есть избранный глава общается с людьми, депутатами, районными или городскими элитами, определяет стратегию, принимает ключевые решения, закладывает их совместно с депутатами в бюджет и контролирует их исполнение. Сити-менеджер – хозяйственник-организатор, который выполняет решения, утвержденные Советом.

– Какие возможности открывает реформа для населения городов и районов?

– Реформа дает возможность навести порядок в системе управления городами, районами, поселками. Мы наконец получили законодательную возможность связать полномочия, финансы и компетентность. Если муниципалитет может справиться с конкретной задачей – он получает это полномочие. Если вместо внятной градостроительной политики жители видят бездумную застройку каждого свободного пятачка, если у муниципалитета нет возможности рассчитать транспортную, социальную нагрузку, возникающую в связи со строительством новых объектов, то это полномочие будет передано на тот уровень, где с его исполнением справятся.

Кроме того, реформа защищает жителей от политических игр и спекуляций со стороны тех глав и депутатов, которые любыми путями хотят сохранить власть. Если раньше они могли самовольно установить наиболее удобный для себя порядок избрания, то теперь это полномочие региона, а продавить под себя решение областного парламента для главы отдельно взятого поселения или района невозможно. Система избрания органов местного самоуправления будет меняться только в том случае, если это необходимо для социально-экономического развития территории.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1996
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4666
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2542
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2926

Другие новости