0
1466
Газета Антракт Интернет-версия

19.04.2002 00:00:00

Золушка из коммунальной квартиры

Тэги: вия артмане, актриса


- Вия Фрицевна, как вы оказались в полку служителей Мельпомены?

- Моя мама - наполовину полька. Она выросла в очень бедной семье и служила в молодости прислугой у богатого барона. Здесь в нее влюбился старший сын соседского зажиточного хуторянина, долго уговаривал стать его женой. Когда они все же поженились и мама забеременела, несчастный случай унес жизнь отца. Потом маму со мною, совсем крохой, родственники прогнали с хутора. Ничего не оставалось другого, как снова батрачить, скитаясь от одних хозяев к другим. Так мы и добрались до Риги, где мама нанялась в богатую семью. Наши новые хозяева оказались поклонниками искусства, их взрослые дочери учились в Берлине - одна в балетной школе, другая - пению. Днем хозяева разрешали мне включать в гостиной радио, и я напевала и танцевала под эту музыку. Однажды одна из хозяйских дочек заметила мои развлечения и научила меня нескольким балетным па. В этом доме довольно часто устраивались роскошные приемы и концерты, бывали знаменитости, и я слушала их из-за полуприкрытой двери, раскрыв рот.

Я всегда умела радоваться даже самым маленьким подаркам судьбы, например цветам, которые люблю с детства. Когда я была маленькая, у меня почти не было игрушек. Пока мама работала, ухаживала за скотом, готовила, мыла, стирала, я играла во дворе, на пригорках и лужайках. И здесь моими игрушками были... цветы. Из них я делала себе кукол: шапочка цветка или ягодка была головкой, на стебелек я надевала юбочку из лепестков... Потом, когда я уже училась в школе, в Риге была создана студия "а-ля Айседора Дункан". Меня в нее сразу приняли, потому что моя молодая хозяйка кое-чему меня все-таки научила. Я увлеклась театром, бегала почти на все спектакли и латышской, и русской труппы. Знаете, если бы не танцы, я, наверное, и не рискнула бы поступать в актерскую студию. Отучившись там год, каких только высказываний не слышала в свой адрес от старших актрис! Чаще всего они возмущались: "Что это за актриса: ни груди нет, ни задницы... Но самое главное - нет профиля!" Я страшно переживала. Пока Артур не убедил меня в обратном.

- Как вы познакомились со своим супругом, известным латышским актером Артуром Димитерсом?

- Это было во время войны. Я девчонкой ходила в театр на "Ромео и Джульетту". Он играл Ромео. Но это было как бы заочное знакомство. А встретились мы позже, когда меня приняли в труппу театра "Дайлес". Ох, какой он был красивый, остроумный, сексапильный и... избалованный всеобщим вниманием. Как галантно он за мной, девятнадцатилетней, ухаживал: то цветы подарит, то конфеты, а то мимолетно, пока никто не видит, обнимет за кулисами! Я вся дрожала - он был старше на целых четырнадцать лет, да еще и женат на очень известной элитарной художнице Джемме Скулме. А я кто? Золушка из коммунальной квартиры! Я долго переживала из-за того, что стала разлучницей! Все время думала: а если со мной кто-нибудь так же поступит? К тому же я верила в Бога и очень боялась, что Он меня за это накажет. Тайком ходила в церковь (время-то атеистическое было), молилась, просила прощения. Но Артур меня успокаивал, говоря, что за счастье людей не судят, а он свое счастье и родство душ нашел здесь, в нашей коммуналке, все начав с нуля.

- Были ли в вашей семье моменты ревности. Актерская жизнь дает к этому немало поводов - гастроли, съемки...

- Муж меня ревновал к каждому встречному, даже к зрителям! А тут еще наш общий знакомый как-то сказал Артуру, что я - очень сексуальная женщина, так всю последующую совместную жизнь он ел меня за это поедом. А потом еще и сплетни пошли (после фильма "Родная кровь"), что моя дочь Криста - от Евгения Матвеева. Но все равно нам было хорошо вместе! Страсть постепенно переросла в тихую близость, и долгие годы мы были друг для друга отдушиной. Вечерами, придя домой, сядем на кухне, выпьем по рюмочке и рассказываем, кто что за день наворотил... Я долго не могла прийти в себя, когда Артура не стало.

- Как складывались ваши взаимоотношения с мужчинами?

- К мужчинам я неравнодушна. Я считаю, что, если бы было наоборот, это было бы противоестественным. Однако, как ни странно, самыми лучшими друзьями в моей жизни были женщины, больше всего самых теплых слов я получала именно от них.

- Для советской актрисы вы слишком рано стали "Народной".

- Это тем удивительнее, что я была актрисой национальной, да еще сценической. Наверное, помогли картины с моим участием. Этим званием я обязана своим зрителям. В Латвии меня никто бы не выдвинул. Я позже узнала, что люди из многих республик писали в Москву и удивлялись, почему мне до сих пор еще не присвоили звания народной артистки СССР?

- Ваша героиня в фильме "Театр" частенько ловит себя на мысли, что подчас путает, где у нее настоящая жизнь, а где театр, где она - женщина, а где - актриса. С вами такого не случалось?

- С актерами, думаю, такое бывает нередко. У меня, во всяком случае, иногда возникает ощущение, что ту или иную жизненную ситуацию я уже переживала. Начинаешь вспоминать - оказывается, это было совсем не в жизни, а в одной из своих ролей. Актерство очень образно. Оно тесно переплетено с жизнью. И там и там многое построено на ассоциациях. Помню, когда я играла Соню в фильме "Родная кровь", то чувствовала, что эта история - точный вариант "Ромео и Джульетты". Только действие происходит в другую эпоху. Замечу, что пять лет назад мы в своем театре поставили "Ромео и Джульетту", где я играю роль кормилицы. Вот так, в 1956 году играла Джульетту, а теперь...

Кстати, с Соней - моей героиней в "Родной крови" выходило немало историй в жизни. Однажды прилетаю в Киев. Спускаюсь в аэропорту по лестнице, которую моет уборщица. А на мне кружевные гольфики и белые туфельки. Я остановилась и не знаю, в какую сторону она сейчас повернет со своей тряпкой. А она увидела красивые гольфы и туфельки и как закричит: "Ну чего стоишь, как столб?!" Я ей тихо говорю: "Я не знаю, куда мне идти?" Она услышала мой голос с акцентом, подняла голову, посмотрела на меня - и вдруг так ласково говорит: "Здравствуй, Сонечка!" Это получилось так неожиданно и искренне...

- Еще одним вашим "знаковым" фильмом стал "Никто не хотел умирать" Жалакявичюса.

- С ним получилась кошмарная история. У меня во время съемок была маленькая дочь - два с половиной месяца. Жалакявичюс уже сменил вторую актрису, когда пригласил меня. Так что мне пришлось ездить на съемки прямо с малышкой. Помню, несмотря на все сложности, я была на подъеме. Знаете, женщина после родов меняется. Бывает, некоторые становятся легкоранимыми, раздражительными. А у меня, помню, была прекрасная пора...

- Чем занимаются ваши дети - не пошли ли по стопам отца и матери?

- Они занимаются творчеством. Сын Каспар писал песни, стихи, пел их, как бард, под гитару, у него прекрасное чувство юмора, и он хорошо рисует. Так же как и его сводный брат - от первого брака Артура - Юрис Димитерс. Наша дочь Криста - тоже художница.

- Как-то вы обмолвились в одном интервью, что ваш сын Каспар стал лютеранским священником...

- Наверное, он обратился к Богу по зову свыше. Он ведь прошел через многие очень серьезные ситуации, связанные с мирскими искушениями и вредными привычками. Даже чуть было не потерял жизнь - но я не хочу об этом вспоминать. И после того, как оказался на пороге смерти, абсолютно изменился. Такая у него судьба.

- Чувствуете ли вы себя бабушкой?

- Безумно счастлива, что у меня есть внуки. Правда, с детьми Каспара я вижусь редко - они живут в приходе. А вот с дочкой Кристы мы день и ночь вместе. Я вожу ее в театр, она уже смотрит спектакли для взрослых. А ведь она еще только подросток. Однажды после спектакля она попросила отвести ее на сцену: "Хочу посмотреть, что там, за занавесом". Может быть, с этого у нее и начнется путь в искусство?

- Наши государства стали независимыми друг от друга, а вы для нас теперь - заграничная актриса. Как вам живется в суверенной Латвии?

- Я вообще не понимаю, как можно творческому человеку жить обособленно - ограничившись территорией своего государства? Я, например, как-то подсчитала, что за свою творческую биографию побывала в 46 странах мира. А уж бывший Советский Союз изъездила вдоль и поперек. Этот опыт общения, наблюдения мне много давали для моей актерской работы. Да можем ли мы отделиться от наших друзей и коллег, от наших зрителей? Нет, границы - это для политиков, а мы нужны друг другу.

- Одно время газеты писали о ваших жилищных неурядицах. Разрешились ли они?

- Так получилось, что, спустя много лет, у дома, в котором я жила, нашлись хозяева, его бывшие владельцы. Для меня наступили очень трудные времена: я вынуждена была круглый год - и зимой и летом - жить на даче. Трехкомнатная квартира в Риге обходится в 60 лат в месяц и выше. В долларовом эквиваленте получается до двухсот долларов. Средняя пенсия в два раза меньше... Таким образом, пришлось снова вернуться к тому, с чего я и начинала, - к земле, к крестьянскому труду. Сейчас, слава богу, эта проблема разрешилась, я обустроена, но уже боюсь об этом рассказывать, чтобы опять чего-нибудь не произошло.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Михаил Сергеев

Ядерное противостояние вытеснено войной чипов

0
382
Вокруг Путина началась большая рокировка

Вокруг Путина началась большая рокировка

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Приход Белоусова в Минобороны ставит вопрос о новом месте работы Патрушева

0
451
Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Ольга Соловьева

Госдума выполнила свою конституционную обязанность – утвердила состав вице-премьеров

0
388
Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Расцвет демократии в Госдуме при утверждении вице-премьеров выглядит политической спецоперацией

0
309

Другие новости