0
2406
Газета Антракт Интернет-версия

20.04.2007 00:00:00

Кудель, челнок и глиняные пряслица

Тэги: ткачество, традиции, история


ткачество, традиции, история Гобеленовые полотна умели ткать еще древние индейцы майя.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)

Зарождение плетения и ткачества относят еще к эпохе палеолита. Древние использовали полоски кожи, траву, лианы, побеги деревьев, из которых делали подстилки, сети и корзины, одежду и обувь. Ткани из лубяных волокон, лыка и шерсти, украшенные изображениями религиозных символов, человеческих фигур и животных, найдены при раскопках древних поселений озерных жителей в Швейцарии. Во Франции и Италии обнаружили клубки нитей, детали ткацких станков, веретена и иглы. Старейший памятник (6500 год до н.э.) – льняная ткань, найденная близ турецкого поселка Чатал Хюиюк.

Телега из пальмовых листьев

В Междуречье из стеблей тростника плели занавеси, корзины, в тростниковый саван обертывали покойников. При раскопках Вавилона найдены пряслица из обожженной глины, списки одежд III династии Ура, где речь идет о роскошных, весом в 1,3 кг, облачениях из шерсти, льна и хлопка, усыпанных золотом и драгоценными камнями. Ткани шумеры украшали сложным орнаментом – Плиний Старший утверждает, что именно они изобрели цветную вышивку. Поспорить с этим может находка Пазырыкского кургана на Алтае – шерстяной узелковый стриженый ковер V века до н.э. с цветными рисунками всадников, ланей и грифов: на чепраке шириной 6 см у человеческих фигур различимы даже ногти пальцев рук.

Снование меж колышков

Виртуозно владели ткачеством в Древнем Египте. Найденные в гробницах фигурки сновальщиков, переплетающих нити с помощью колышков, забитых в землю, относят еще к 2500 году до н.э. Есть рисунки вертикального станка, а также изготовления пряжи. На льняных тканях додинастического периода вытканы сцены охоты на гиппопотама. Мастера создавали прочную полотняную ткань для пеленания мумий, в которой плотность по основе превышала 200 нитей на см, в то время как современное оборудование не позволяет покрыть предел и в 150 нитей. К тому же египтяне пропитывали ткань уникальным некристаллизующимся лаком, предохраняющим ее от тления и сохраняющим яркость рисунка на века.

Злые духи в одеяле

Индейцы Северной и Центральной Америки начали свои ткацкие опыты с травы, шерсти бизонов, кроликов и опоссумов. Их станки были похожи на египетские, только вместо челночка применялся длинный прутик. В древних пещерах горного массива Озарк нашли тканые сумки, сети, обувь из травы и одежду из перьев. Индейцы майя делили ткань на грубую («манта») и красочную («хуипил») для женщин. Из «манта», вымоченной в соляном растворе, делали защитное снаряжение. Индианки навахо и ныне ткут на ручных станках в технике гобелена, перенося узоры предков на одеяла и подстилки, не пропускающие воду. В одном месте индианки нарушают рисунок, чтобы из одеяла выходили злые духи.

Тайна лимонной воды

Родина хлопка – Древняя Индия. В IX веке арабские путешественники писали, что индийские ткани столь тонки, что их можно пропускать сквозь кольцо. Сквозь ткани калико, отбеленные в лимонной воде, просвечивала кожа человека. После походов Александра Македонского хлопок попал в Средиземноморье: вся армия Цезаря носила хлопчатобумажную форму. На Руси первые упоминания о хлопке относятся ко времени Ивана III, когда купцы привозили из Кафы «ширинку кисейную и бумагу хлопчатую». Первое отечественное производство создал в XVIII веке обрусевший голландец Иван Тамес.

Шерстяные деревья

По китайской легенде, шелк и ткацкий станок в 2640 году до н.э. создала богиня шелковичных червей Си-Лин-Чи. Только во II веке секрет его выработки у китайцев разведали корейцы, а затем японцы, индийцы и жители Хотана. Афанасий Никитин в «Хождении за три моря», рассказывая о выезде султана, писал, что его слон «весь в камке наряжен» (камка – шелковая парчовая ткань). Хотя Аристотель после посещения Индии в «Истории животных» дал описание дикого шелковичного червя, у римлян долго бытовало мнение, что шелк – вид шерсти, растущей на деревьях. Вергилий полагал, что шелк вычесывают из листьев, а Дионисий – что его получают из цветов.

Паруса из паволоки

В Египте поздно узнали о шелке. У Лукана есть описание Клеопатры, чьи белые груди сверкали сквозь плотно сотканную ткань Сидона, из которой нильский мастер выдернул нити утка, сделав ее более прозрачной.

Благодаря связям с Византией шелковые ткани издавна знали на Руси: их называли паволоками. В сказании о походе князя Олега на Царьград говорится о пошиве шелковых парусов. В 1593 году первое заведение для тканья шелковых лент, парчи, бархатов и штофов организовал итальянец Чипони, а в 1720 году заработала крупная шелковая мануфактура Федора Апраксина, Петра Толстого и Петра Шафирова.

Откупные шпалеры

В Средние века в Европе расцвело шпалерное ткачество. Шпалеры – стенные безворсовые ковры, тканные ручным способом в технике уточного репсового плетения. Рисунок создавали из цветных шелковых, шерстяных, серебряных и золотых нитей, закрывающих основу. Эскизы к ним писали Рафаэль, Рубенс и Ван Дейк, позже, в XX веке, картоны для гобеленов создавали Дали и Кандинский. Шпалеры украшали стены замков, повторяя их изгибы. На больших плоскостях – монументальные полотна на библейские темы, на фризах – пасторальные сценки, над порталами дверей – шпалеры с гербами. За серию таких полотен у турок был даже выкуплен французский принц.

В 1716 году по приглашению Петра I в Петербург прибыли французские мастера, основавшие первое в России Петербургское гобеленовое ателье. Русские ткачи сделали редкий в шпалерном ткачестве жанр портрета своим: наиболее искусным считают портрет Екатерины II, выполненный в 1766 году Василием Фроловым.

Прялка в колыбели

У крестьян на Руси тканью расплачивались, выдавали приданое, жертвовали на церковь. В 1775 году манифест Екатерины II провозгласил свободу «всем и каждому добровольно заводить всякого рода станы и производить на них всевозможные рукоделия». Прядением и ткачеством занимались, конечно, женщины. Девочке уже в колыбель клали детскую прялку, и к замужеству она была искусной пряхой и ткачихой. Для защиты семьи, села от эпидемий, засухи, града, нечистой силы женщины создавали ткань «обыденная новина». Собравшись в избе, они в одну ночь пряли нити, сновали основу и ткали полотенце в полном молчании. Затем его обносили вокруг села, служили молебен, потом ткань сжигали либо жертвовали церкви. Магическую силу она получала благодаря полному ткацкому циклу, метафорически воспроизводившему модель создания мира.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
425
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
535
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
447
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
370

Другие новости