0
798
Газета Антракт Интернет-версия

08.02.2008 00:00:00

Родом из мира икон

Тэги: харитонов, выставка, икона


харитонов, выставка, икона Александр Харитонов.
Детство Варфоломея (Сергий Радонежский), 1976 год.

Выставочный зал в Толмачах Третьяковская галерея открыла недавно, но он уже может похвастаться первоклассными выставками. Небольшая ретроспектива Александра Харитонова (1931–1993) «┘чудо всегда незаметно┘» – из их числа. 70 работ из частных собраний, а также коллекции самой Третьяковки поражают не столько количеством, сколько качеством. Здесь и раннее творчество рубежа 50–60-х годов, и знаменитые работы, с которых в свое время началась коллекция Евгения Нутовича, и те хрестоматийные полотна, которые и сделали Харитонова классиком. Речь прежде всего о «Памяти о древнерусском искусстве» и «В небе три ангела и, кажется, еще четыре».

Создавший собственный стиль, порой столь близкий пуантилизму, Харитонов – практически самоучка. В годы войны он работал пастухом под Каширой, затем хоть и был одним из лучших учеников в детской художественной школе в Москве, был вынужден оставить учебу из-за бедности. Сам изучал византийские иконы и церковное шитье жемчугом (что видно и по работам), а среди своих наставников называл Гоголя и Достоевского, Саврасова и Флоренского и даже Моцарта. В 1990 году Харитонов создал полотно «Плывут облака. На музыку Моцарта», представленное сейчас в Толмачевском (а рядом – «Плывут облака. На музыку Шнитке»). Большую часть жизни он провел в роли автора-нонконформиста, участвовал в выставках на ВДНХ и работе московского горкома графиков. Но признание зарабатывается в итоге не столько биографией, сколько творчеством. А «искусство Александра Харитонова, – пишет Виталий Пацюков, – мерцает таинственным светом. Оно абсолютно уникально в своих исторических традициях, связывая религиозные образы раннехристианской культуры с ее возможностями в будущем».

Особый раздел выставки посвящен художникам, учившимся у Харитонова, или находившимся под его влиянием, или просто испытывавшим к нему настолько сильное уважение, что они посвятили его памяти картины – здесь работы Кати Медведевой и Виктора Скалкина, Отто Новикова и Ларисы Галкиной, Сергея Землякова и Татьяны Соколовой. Художественная память – вещь особая, от обычной она отличается не только временем, но и языком. Особенно когда она касается художника, говорившего на собственном наречии.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
679
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
881
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
727
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
597

Другие новости