0
10708
Газета Антракт Интернет-версия

23.06.2017 00:01:00

Всё, что есть

Тэги: театр, квартет и, премьера, критика


театр, квартет и, премьера, критика На сцене актеры Максим Виторган и Леонид Барац. Фото РИА Новости

Длинные названия плохо запоминаются. Пушкин, например, это понимал и, когда совершил оплошность, назвав свою пьесу «Комедией о настоящей беде земли русской...», тут же и исправился – на «Борис Годунов». Гоголь умел придумывать названия – «Ревизор», например. Хорошее название – «Мертвые души». Чехов вот назвал пьесу «Три сестры». Запоминается, во-первых, а во-вторых, сразу понятно, что если у этих трех сестер есть брат, то пользы от него никакой, человек он скорее всего никчемный.

Я давно уже посмотрел новый спектакль «Квартета И», который называется длинно, даже несколько запутанно – «...в Бореньке чего-то нет». Вот так – с отточием в начале, с маленькой буквы дальше... Он мне понравился. Но писать о спектакле, который тебе понравился, очень непросто. Надо же ему соответствовать. А тут – мне что-то понравилось, а что-то – не совсем, хотя у «Квартета И» есть редкий талант, я бы даже сказал – уникальный: мы одновременно оканчивали ГИТИС, так что взросление и – отчасти – старение происходит параллельно, в итоге они все время говорят о том, что волнует меня, смеясь, они расстаются не только со своим, но и с моим прошлым. Поэтому я их люблю. Им прощаю сложно запоминаемые названия – «Разговоры мужчин о... – черт, опять не помню, но точно помню, что потом – ...о кино и алюминиевых вилках»! А ведь они умеют придумывать короткие названия, которые никому не забыть, ни при каких обстоятельствах. «День выборов», например. Мы дома разговариваем регулярно цитатами из этого фильма: «Ну, я себе примерно так это и представлял», «А гордиться, слава богу, есть чем, один фестиваль в Мончегорске чего стоит!», «Уходим». – «А гонорар?» – «Остаемся!», «Точно такой же миной, только меньше, но другой...», ну и так далее, можно сказать – до бесконечности, ребята нашутили уже на все случаи жизни.

«...в Бореньке чего-то нет» – их новый спектакль, который продолжает серию последних работ с длинными, плохо запоминающимися названиями, но сильно отличается от них тем, что этот новый спектакль – снова не на четверых, а на большую компанию артистов, в том числе звезд, то есть в этом качестве как бы возвращающий нас к прежним работам квартета – «Дню радио» и «Дню выборов», но на них он совсем не похож, поскольку тут... Нет, тут тоже чувствуется такая близкая «Квартету» стихия сцен-реприз, сменяющих друг друга, но есть тут и своя большая история, важная история. Коротко можно сказать, что этот самый «Боренька» – их «8 1/2», это очевидно, это лежит на поверхности. Некий водораздел, желание и готовность поговорить о серьезном, если можно так сказать – отсмеявшись. Отсмеявшись – поговорить всерьез. Но не скучно – так серьезно, что скулы сводит от тоски, а со свойственной им интонацией самоиронии. Хочется же иногда разобраться в себе, но только не до самоистязания. А когда «Квартет И» разбирается в себе, они, как я сказал уже, разбираются и во мне тоже. 

Есть, значит, упомянутый в названии Боренька, Борис Наумович, он – директор фильма, его играет Ростислав Хаит. И вот эта первая важная подробность позволяет сказать о первой заметной победе этого спектакля. «Квартет И» умел играть, не заглубляясь, что ли, они замечательно умели создавать характеры-маски – в одно-два касания, как умелые художники-шаржисты. В новом спектакле характеры, может быть, не все, но некоторые точно, удается сыграть в деталях, в подробностях, свойственных той портретной живописи, где характер героя интересен в разных проявлениях и в разных ситуациях. Глядя на Хаита в роли Бориса Наумовича, вспоминалось стихотворение Маяковского «Мне рассказывал тихий еврей Павел Ильич Лавут...» – Лавут был концертным администратором Маяковского и, известно, был недоволен определением «тихий» в этом стихотворении. 

Спектакль, кстати, совсем не про Бореньку, но Боренька же – в названии, он не раз выходит на сцену, так что, получается, и про него. Эта история – я же не зря сказал про «8 1/2»! – про кинорежиссера, который снял очередное кино и вот между «шапкой» – банкетом перед началом съемок и банкетом после окончания как бы зависла эта история, в которой, как и в нескольких предыдущих спектаклях «Квартета» есть место киновставкам, которые в этом спектакле – сны героя, Максима, которого играет Максим Виторган. Хорошо, кстати, тоже играет, – узнаваемо, мятущийся такой герой, такой большой, может быть, кажущийся неповоротливым даже и неловким, мучается, переживает, обладая тонкой нервной организацией, конечно, сильно мешающей жить. В снах своих – где он встречается, к примеру, с умершим отцом, герой этот – как буквальное, материальное воплощение стихотворения Евтушенко про «Со мною вот что происходит, ко мне мой старый друг не ходит... и он не с теми ходит где-то...». На том свете всё как будто проще: «Что делать?» – «Снимай штаны и бегай!» Господи, как же у них «там» всё просто. У нас – не так...

Понятно, что за «Квартетом» уже тянется шлейф почти наверняка гарантированного успеха, поэтому, наверное, разные известные актеры легко соглашаются на их приглашения, но в «Бореньке» они дают больше, чем обычный «парад-алле», где у каждого – свой звездный выход, свой бенефисный номер, в новом спектакле даже у Алексея Макарова – характер, роль с продолжением, – короче говоря, «Квартет И» продолжает строить неантрепризную антрепризу, частный театр с художественно-публицистическими амбициями... Любимая моя фраза, когда-то услышанная из уст Зюганова: «Всякие амбиции должны быть подкреплены амуницией», – на мой взгляд, это – лучшее из всего им сказанного. У «Квартета И» амбиции соразмерны амуниции и растут пересекающимися параллельными линиями (так бывает? – ну, вот у них так).

Дом, который возникает в киноснах героя, как в детской сказке про варежку, есть место не только отцу, который умер, – тут место есть для всех, кинофрагменты «отбиты» сценами с диалогами, а те, в свою очередь, регулярно перебиваются музыкальными вставками в исполнении группы «Бобры». Они хорошо играют! Кризис среднего возраста, как будто бы говорят нам создатели спектакли, как ремонт – он начинается, но его невозможно закончить, и вопрос «правильно ли я живу?» не имеет не только ответа, но и конца. Тут впору придумывать не длинное, а бесконечное название, потому что спектакль об этом – о бесконечности, казалось бы, короткого и легко запоминающегося вопроса... Живите в доме, и не рухнет дом! – вот самый простой ответ на прямо поставленный вопрос. Простой такой поэтический ответ, который никому не поможет.

Мучается режиссер, мучаются актеры, мучается Боренька... Короче говоря, всем хорошо, все выпивают и закусывают между двумя банкетами – снятый и уже показанный фильм и, в общем, вся жизнь. Любимая женщина – Елена Ксенофонтова, Гриша, сценарист (Александр Демидов), совершенно пародийно представленная журналистка (Ирина Гринёва) – наверное, жестокая месть кому-то конкретному, но заодно и всем остальным, чтоб неповадно было, Галя-гример (Арина Маракулина), Юра-оператор (Алексей Агранович)... Алексей Макаров, который играет известного актера, вступившего в «Единую Россию», – из этого складывается целая сцена с продолжением... Конечно, Камиль Ларин и Леонид Барац. «Ты долго...» – «Я тщательно... Комплекс маленького человека. У меня большая машина, я долго писаю...» – это герой Бараца. О Бараце, как, впрочем, и о Ксенофонтовой, как и об Аграновиче так не хочется двумя-тремя словами, – хочется рассказать поподробнее, потому что каждый успевает вывалить о себе немало подробностей, за каждым – длинная и узнаваемая история. История жизни, характера и даже, извините, судьбы. «Актер умело ведет свою роль», – прочитал недавно в одной рецензии... Наверное, так тоже можно и играть, и писать. «...в Бореньке чего-то нет» – живой спектакль, о котором и писать хочется так же искренне, как он задевает и трогает. И радует, и печалит. Словами Леонида Бараца, Сергея Петрейкова и Ростислава Хаита, они – авторы пьесы. Режиссеров в этот раз целых двое – Петрейков и Максим Виторган. 

Мгновенно – добавлением нескольких важных штрихов – пространство меняется, был туалет – теперь уже снова дом героя, банкет за кулисами первого показа фильма, который – мы так и не узнаем – получился у Максима или нет. Скорей всего нет. К концу – даже жалко, лучше бы получилось, ему так этого хочется... И видно – что он художник, по натуре – художник, а вот получается у него или нет – неизвестно. Художник, потому что, столкнувшись в очередном сне со своей не родившейся, но где-то в другом измерении растущей дочерью, узнав, что и там он снимает кино, он первым делом, как жаждущий припадает к источнику, спрашивает: «И как фильм? Хороший?» Это – до слез. Так в эту секунду хочется, чтобы дочь обрадовала его... Что хоть там.

Как у хорошего спектакля (а со спектаклем сомнений меньше, чем у Максима по поводу своего фильма), у «Бореньки» есть странное свойство поселяться в тебе надолго и выныривать то мыслью, то цитатой, то вдруг тем, что ты ловишь себя на физическом ощущении, что в тебе сейчас Боренька говорит, не ты, а он, в твоей – в моей – голове, и плечи поэтому тоже сутулые, как у него, и то же ощущение, что и тебе кто-то когда-то подрубил крылья, как папа Бореньке, папа, который ни в чем, конечно, не виноват. Да у Бореньки все не так плохо, зря он жалуется. Максиму хуже. Наверное. 

Финал статьи очевиден, автор должен наконец сказать, что и в спектакле тоже чего-то нет. Конечно. Чего-то нет. Но редкий случай, после него хочется долго рассказывать о том, что в нем есть.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
815
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1082
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
860
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
704

Другие новости