0
4117
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

25.12.2012 00:00:00

Война печатных станков

Сергей Глазьев

Об авторе: Сергей Юрьевич Глазьев - советник президента РФ, академик РАН.

Тэги: экономика, финансы, деньги, бизнес, торговля


экономика, финансы, деньги, бизнес, торговля

Тот факт, что в теме нашей конференции прозвучало слово «деньги», означает, что мы стали обсуждать взрослые вопросы. Много лет назад в эпоху меркантилизма считалось, что источником денег и богатства является международная торговля. Затем в течение почти двух столетий люди жили с уверенностью, что основой могущества является рост промышленности, а позже – развитие научно-технического комплекса.

Сейчас же у многих создается ощущение, что на самом деле источником денег является печатный станок. Поэтому самые богатые те экономические субъекты, в том числе и в мировой политике, которые умеют навязать другим использование своих денег.

Если взглянуть на такое событие, как кризис американской пенсионной системы, то можно убедиться в том, что количество денег зависит не от того, сколько и как их сберегают. Сами пенсионные сбережения зависят от того, как эти деньги эмитируют на поддержку пенсионных обязательств.

Мы действительно сегодня оказываемся в поле конкуренции мировых печатных станков. Поэтому влияние центров денежной эмиссии на соотношение самых разных сил становится ключевым. Ситуация, когда мы живем в открытой экономике, подчинена либеральной глобализации, развитие любой страны определяется сочетанием внутренних и внешних источников предложения денег.

С учетом этой реальности можно заметить, что наша экономика в течение последнего двадцатилетия находится в маргинальном состоянии. Потому что мы почти полностью эмитировали наши деньги под предложение иностранной валюты для прироста валютных резервов. Иными словами, в развитии нашей экономики ключевую роль играли внешние источники – будь то спрос на наше сырье или предложения иностранного капитала.

Следствием такой зависимости стали очевидные для всех проблемы нашего экономического состояния.

Это прежде всего сырьевая специализация, потому что экономика развивается в тех направлениях, откуда приходит спрос. А он приходит от тех, у кого есть иностранная валюта. Таким образом, отечественная экономика становится ориентированной на экспорт, и в основном сырьевой.

Второй проблемой становится доминирование иностранного капитала на фондовом рынке. Потому что в течение длительного времени большинство операций совершались в пользу иностранных субъектов.

Третьим закономерным следствием можно назвать офшоризацию экономики. Это вполне закономерно – если денежные источники в основном за границей, то ей надо к этому приспосабливаться и уходить в офшорные зоны, где легче работать с мировым капиталом.

И, наконец, последнее следствие. Это утрата внутренних источников развития.

Примечательно, что в острой фазе финансового кризиса все эти слабости российской экономики четко обозначились.

Мы показали самое рекордное в мире падение фондового рынка – в три раза.

Примерно то же можно сказать о ВВП и промышленности – в острой фазе кризиса только Украина и бывшие прибалтийские республики выглядели хуже нас.

В этом и проявилась слабость отечественной экономики, которая генерировала свои деньги под иностранный спрос на сырье и иностранные инвестиции.

Из такой ситуации надо было переходить к внутренним источникам кредита как основным. И на какое-то время внутренний источник стал доминирующим, и это соотношение сохраняется до сих пор. Впервые в течение года мы наблюдаем, что рефинансирование коммерческих банков за счет эмиссий Центрального банка стало главным каналом денежного предложения в экономике.

Но вместе с тем сохраняются количественные ограничения, внешняя зависимость и ситуация, когда кредиты на российском рынке дороже, чем те, которые предлагают зарубежные источники. Однако все эти сложности возникают уже в новых условиях.

Что касается зарубежных источников, то надо заметить следующее. В течение последних трех лет денежная база ведущей финансовой четверки – США, Англии, Евросоюза и Японии – увеличилась (в каждом из этих экономических образований) в 3–5 раз.

И несмотря на известные коллапсы, которые произошли в мире, и возросшую критику финансовых пирамид, бурная денежная накачка продолжается, со всеми вытекающими отсюда новыми опасностями.

В то же время денежные власти развитых стран перешли к длительной политике отрицательных процентных ставок, то есть дают денег на экономику столько, сколько требуется для поддержания экономической активности и сохранения на плаву прежде всего банковского сектора.

Мы же со своей политикой количественных ограничений, которые сохраняются в эмиссионной политике, и относительно высоких процентных ставок оказываемся в весьма уязвимом положении. Свои долгосрочные деньги, которые получаем в основном за счет экспорта нефти и газа, вкладываем за границей в ценные бумаги под 2–3%. А в это же время наши заемщики, там же за рубежом, через соответствующие коммерческие банки получают кредиты под 6–8% годовых.

Таким образом, в этой мировой войне печатных станков Россия теряет ежегодно почти 100 млрд. долл. Причем 30–50 млрд. – это потери от разности процентных ставок.

Сколь долго может продолжаться эта финансовая алхимия, когда деньги делаются из ничего?

Европейский ЦБ может за одно мгновение эмитировать 1 трлн. евро. А нам для этого надо 10 лет торговать нефтью и газом.

Исторический опыт показывает, что нынешняя финансовая турбулентность не является чем-то новым, это периодический процесс, связанный с переходом экономики от стационарного режима роста к режиму финансовой турбулентности, которая возникает, когда существующий технологический уклад достигает пределов своих возможностей. В результате экономическая структура костенеет, взрываются цены на монопольно производимые товары, прежде всего на энергоносители. После чего, попадая в зону низкой рентабельности, банкротится значительная часть реального сектора.

Таким образом, большая часть капитала начинает концентироваться в спекулятивном секторе. Такая финансовая турбулентность может длиться 10–15 лет.

И как показано в разных экономических работах, выход на новую волну экономического роста возможен тогда, когда оставшийся после коллапса финансовый капитал пробивает себе дорогу к новому экономическому укладу.

Этот процесс обостряет международную конкуренцию. Страны-лидеры пытаются свои структурные проблемы отодвинуть на периферию, и связано это с тем, что переход на новую технологическую траекторию требует гигантских инвестиций. Такие инвестиции частный сектор организовать не может, тем более что в условиях финансовой турбулентности он ориентируется на краткосрочные вложения с целью выжить, в том числе и за счет спекулятивных прибылей. Поэтому на таких этапах роль государства неизмеримо повышается.

Причем в условиях демократического государства эта роль, как правило, осуществляется через милитаризацию экономики. Потому что либеральная теория не оставляет государству больших возможностей для участия в экономике, а национальная безопасность не вызывает отторжения у общественности. Поэтому инициирующий импульс, который важен с точки зрения спроса на новые технологии, которые пока еще не отработаны рынком, как и инвестиции в нацбезопасность, до сих пор проходили через милитаризацию экономики. В предыдущем веке это вылилось в ужас Второй мировой войны. Последний структурный кризис проходил через гонку вооружений в космосе, и благодаря тому, что гигантские деньги были сконцентрированы американским правительством в информационно-коммуникационных технологиях, было создано ядро нового технологического уклада, которое 25 лет тянуло экономику США вперед и выше.

Сейчас мы пока видим развертывание финансовой войны, которая, будем надеяться, не приведет к эскалации военных расходов. Потому что новый технологический уклад носит гуманитарный характер: самой большой отраслью в экономике США становится здравоохранение, и вместе с образованием и наукой они определяют главный спрос на новые технологии.

Тем не менее нынешняя фаза финансовой войны опасна для России тем, что наша страна, находясь в маргинальном положении, теряя в год по 100 млрд. долл., фактически не эквивалентна внешнему финансовому обмену. Эта потеря крови в экономике, которая влечет за собой утрату способности к самостоятельному развитию и поражению на новом витке экономической конкуренции.

Чтобы выйти из этого состояния, есть смысл рассмотреть китайский опыт, который заставляет нас думать о существенных изменениях как во внутренней, так и во внешней политике с точки зрения того, что связано с деньгами.

Во внутренней политике очевидно необходим переход в большей степени на собственные источники предложения денег. А значит нужно изменение и расширение системы рефинансирования коммерческих банков. Для подкрепления внутренних источников кредита должны иметь и внутренние активы. Они могут появиться, если строго взглянуть на те 60% крупной российской собственности, что зарегистрирована в офшорах, и на ту большую часть инвестиций, что проходит через офшоры. Не просто взглянуть на то, что и так всем известно, надо сделать так, чтобы все это стало работать на внутреннем рынке. При этом надо думать о том, чтобы наша внешняя экономическая активность становилась более самодостаточной и распространялась на те направления, где мы сами контролируем свое развитие.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Михаил Сергеев

Ядерное противостояние вытеснено войной чипов

0
1048
Вокруг Путина началась большая рокировка

Вокруг Путина началась большая рокировка

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Приход Белоусова в Минобороны ставит вопрос о новом месте работы Патрушева

0
1159
Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Ольга Соловьева

Госдума выполнила свою конституционную обязанность – утвердила состав вице-премьеров

0
982
Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Расцвет демократии в Госдуме при утверждении вице-премьеров выглядит политической спецоперацией

0
811

Другие новости