0
4106
Газета НГ-Сценарии Печатная версия

27.02.2018 00:01:00

Не отставай, страна огромная

Размышления о будущем: взгляд из наступающего прошлого

Владимир Рубанов

Об авторе: Владимир Арсентьевич Рубанов – научный руководитель ЦИИТ «Интелтек».

Тэги: будущее, политика, экономика, философия, социология, история, наука


будущее, политика, экономика, философия, социология, история, наука «А ты уверен, что мы на этой рухляди дотянем до будущего?» Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». 1973

Растущий поток политологических прогнозов в период выборной кампании заставляет вспомнить афоризм незабвенного Виктора Степановича Черномырдина: «Прогнозировать очень тяжело, особенно когда речь идет о будущем».

В этой изящной шутке кроется многое.

Будущее не угадывается, а создается, оно зависит от видения тех, кому дано повелевать временем, и от действий тех, кто участвует в исполнении принимаемых ими решений. Однако вольница относительно будущего ограничена необходимостью учета сложившейся реальности и извлечения уроков из опыта прошлого. В отечественной политической практике, к сожалению, желание «сделать лучше, не сделав хорошо», превосходит необходимость в обучении и познании. Наиболее откровенно по этому поводу выразился один из высших государственных руководителей периода перестройки: «Нам некогда думать, мы принимаем решения».

Куда и зачем отъезжают заводы

Такое было не только вчера, то же самое наблюдаем мы и сегодня. Политические решения обещают нам блестящее будущее, которое по факту оборачивается ужасным прошлым. Но начну я не с анализа нынешних решений отечественных руководителей, а с некоторых новых процессов, которые стали заявлять о себе в мире.

Сегодня появляется все больше признаков того, что развивающиеся страны перестают развиваться, а промышленность как локомотив их роста возвращается на родину – в развитые страны (аналитику и статистику этих процессов можно найти в статье Александра Зотина «Тупиковая ветвь развития» в газете «Коммерсантъ» от 17.02.18). Возвращение на родину происходит не по причине снижения зарплат промышленным рабочим развитых стран до уровня азиатских стран. Происходит оно из-за необходимости заменить индустриальную архаику постиндустриальной инноватикой и роботизировать производства в рамках концепции «Индустрия 4.0».

Так что ориентация на дешевую рабочую силу и трудоинтенсивные отрасли перестает быть конкурентным преимуществом и драйвером развития развивающихся стран. А в споре между моделями развития на принципах «мировых лабораторий» и «мировых фабрик» побеждают «мировые лаборатории». Они оказались в состоянии организовать современную конкурентоспособную промышленность при сохранении высоких зарплат производственному персоналу за счет эффективных инноваций. Правда, это не персонал для примитивных трудовых операций. Это операторы автоматизированных и робототехнических комплексов.

Такой переход не могут сделать технологически зависимые страны по причине отсутствия интеллектуально-творческого потенциала для создания современных технологических комплексов и высококвалифицированного производственного персонала. Поэтому основной проблемой развивающихся экономик (а российская, хотим мы или нет, в эту группу входит) становится отсутствие высокопроизводительных рабочих мест.

К сожалению, в нашем варианте борьбы за геополитическое величие забылось совершенно правильное и актуальное положение прежней предвыборной президентской программы 2012 года – о создании в России 25 млн высокотехнологичных рабочих мест.

Вместо этого образцами для новой индустриализации избираются символы-гиганты первых пятилеток, созданные мощным административным давлением и дешевым массовым трудом, который можно героизировать как «трудовой энтузиазм народных масс».

Но дело даже не в том, что оказались неисполненными важные государственные решения, а в том, что общественное мнение не смогло оценить их исторической важности. И совершенно прискорбно, что подобное толкование властвующими политиками новой индустриализации как повторения прошлого находит массовый отклик у населения страны, которое, видно, не обеспокоено оттоком из страны самого ценного ресурса современного социально-экономического и культурного развития – молодых обладателей современных знаний и профессий. И это не только не считается острейшей проблемой, но почитается в определенных кругах за благо. А это значит, что правящий класс и большинство населения не осознают сегодня исторического вызова существованию страны. Остается надежда на творческое меньшинство, на людей, которые способны не только творить, но и делать это на благо и в интересах всего общества.

С точки зрения интеллектуальных возможностей проблемы здесь нет. Умом и смекалкой россияне не обижены. Сформируется дееспособное «творческое меньшинство» – у страны появятся шансы на преодоление негативных тенденций. Не сформируется – страну ждет нарастающее отставание с непредсказуемыми последствиями.

Очевидно, что творческое меньшинство будет представать перед обычным большинством в роли спасителей деградирующего общества. Но неприятие такой миссии должно быть снижено тем, что меньшинство в состоянии говорить с большинством о привлекательном и обязательно достижимым образом будущего. Успешность этой роли зависит от того, будет ли это конструктивная, понятная и вдохновляющая общество программа необходимых преобразований или же это будет набор благих пожеланий.

Почему астрономы не глядят в телескопы

Теперь о своем личном видении будущего с позиций профессиональной деятельности.

Станислав Лем правильно заметил: ничто не стареет так быстро, как будущее. Это в полной мере относится к тому, чем я занимаюсь, – управлению сложными системами и интеллектуальными основами информационных технологий. К сожалению, в России поверхностно понимается состояние, перспективы и глобальные тенденции развития данной сферы. Это и понятно. Мы же преимущественно пользователи не нами созданных технологий и воспринимаем их сугубо утилитарно, без углубления в методологию их создания и развития.

А меж тем сегодня идет не просто развитие, а своего рода фазовый переход от множества отдельных информационных технологий и систем к симбиозу повседневной практики и цифровой реальности. Вот примеры.

Основным ресурсом для современных социально-экономических систем становятся данные. Необходимость конструктивного определения и формирования соответствующего отношения к этому важнейшему ресурсу развития привели к появлению и формированию «Науки о данных» (Data Science). Это направление возникло несколько лет назад, однако мы пока пребываем в эйфории от технологии «больших данных» (Big Data). Но дело в том, что эффективность этих технологий, качество этих данных определяется как раз усилиями соответствующей науки.

Что касается формирования так называемой «Е-науки», то оно идет по трем направлениям: Х-наука, Х-информатика, Х-вычисления.

Х-наука – это совокупность дисциплин, подготовленных к моделированию, анализу и междисциплинарным коммуникациям (информационная экология, информационная биология, информационная экономика и т.п.).

Х-информатика (экоинформатика, мединформатика, биоинформатика и т.п.) – это информатика с определенным набором знаний, онтологий, метаданных, концептов, моделей и организацией управления данными в соответствующих областях знания и практики.

Х-вычисления – разработка способов моделирования, построения архитектур знаний, алгоритмов обработки и представления данных как цифровой ценности. В рамках этого направления решаются задачи перехода к семантическим базам данных в противовес коллекциям неструктурированных файлов.

Развитие этих направлений концентрируется в «Четвертой парадигме познания», суть которой можно показать на астрономии. Ученые сегодня не смотрят прямо в телескопы, а получают информацию через большие и сложные приборно-технические комплексы, которые передают информацию в центры обработки данных. И только потом астрономы смотрят на полученные данные в своих компьютерах. То же можно сказать и о физиках, работающих с цифровыми данными, полученными от приборов коллайдера в формате, пригодном для их компьютерной обработки.

Существенно изменяются и научные тексты, как и процедуры их рецензирования, аннотации и публикации. Все это не электронные копии обычных текстов, а содержащиеся в них цифровые данные, способные к взаимосвязям с другими данными, алгоритмизации и компьютерной обработке. Остается только добавить, что это проходит, как уже повелось, мимо нас.

Превращение информационных технологий в важнейший инструмент «цифровой экономики», «умного управления» и «индустрии 4.0» требует философского осмысления взаимодействия участников информационных сетей и человеко-машинных комплексов. Решение этой проблемы связывается с разработкой систем рассуждений, основанных на здравом смысле.

Речь идет вот о чем. По мере погружения в проблему «искусственного интеллекта» становится все более очевидным, что систему приобретения, накопления и применения знаний о процессе мышления невозможно получить из исследований работы мозга и достижений кибернетики. Выясняется, что смысловой каркас отображения реальности невозможно создать вне рамок глобальной схемы организации знаний вообще.

Это значит, что предметом моделирования должен быть не разум отдельного человека, а коллективный разум человечества, который личностью не является и не зависит от отдельно входящих в него индивидов. Объективным же средоточием знания об интеллекте и процессе познания может быть только философская традиция. Это требует перевода исследований многих накопившихся проблем на данный уровень.

Решение обозначенных проблем формирования новой цифровой реальности требует создания метаязыка, способного к передаче смыслового содержания объектов реальности и представления их описаний в форматах, пригодных для математических операций. Это и составляет основной предмет моей деятельности, который оформлен в методологический комплекс «Семантическая топология».

В рамках проводимых исследований и разработок решаются задачи объединения семантических и операциональных свойств «слова» и «числа» для построения метаязыка элементарных смыслов. Это некоторое подобие периодической таблицы элементов Менделеева для упорядочения смыслов и составления из них логических соединений по определенным правилам.

В настоящий момент разработанные модели проходят практическую проверку в действующем инновационном бизнесе и составляют архитектуру создаваемой базы данных для перевода инноваций и новых знаний в ценные цифровые активы.

Зачем молодому философу клиповое сознание

Но все прорывные направления научно-технического прогресса наталкивают не только меня, но и многих других исследователей на простой итог: нет ничего более важного для современной России, чем образование граждан.

Современное образование не обеспечивает адекватного понимания усложняющейся реальности, отстает от темпов научно-технологических и социально-экономических изменений в обществе. Это связано не только с самой системой образования, но и с той реальностью, в которой оно функционирует. Экономические приоритеты общественной организации жизни способствуют распространению «слоновьей болезни техницизма», которая отодвигает на периферию массового сознания и социальных практик гуманистические, этические и эстетические начала общественной жизни.

Важным фактором, определяющим требования к образованию, станет автоматизация и алгоритмизация производственных процессов, существенно влияющая на рынок труда и его профессиональную структуру. По прогнозам экспертов, через 10 лет спрос на специалистов по гуманитарным наукам будет больше, чем спрос на программистов или даже на инженеров. В ближайшем будущем понадобятся люди с особенным взглядом на вещи, которые смогут давать критическую оценку данным, собираемых алгоритмами.

Нынешнее уменьшение российского среднего класса сопровождается усилением разрыва между слоями общества: большинство новых работ находятся либо в самом низу, либо в самом верху зарплатной шкалы. Технологическое развитие биотехнологий и генной инженерии порождает множество этических и социальных проблем, усиливает противоречия между потребностью людей и ограниченным числом тех, кто может пользоваться новыми достижениями.

В молодежной среде формируется новая система ценностей, в которой материальное благосостояние утрачивает доминирующее значение. Мотивации смещаются в направлении поиска смысла жизни и ценностных начал социальной активности, отмечается подъем религиозных чувств и интерес к духовным практикам. Это приобретает формы межпоколенческого разрыва культур и нарастания социальной конфликтности.

Обозначились проблемы в организации познания и мышления. Величайшим шоком для науки XX века стал тот факт, что систему нельзя понять с помощью анализа, так как свойства частей могут быть выведены только из организации целого. Сдвиг от частей к целому – центральный аспект концептуальной революции в научном познании, требующий изменения сложившегося аналитического стиля мышления на контекстуальное.

Это происходит на фоне распространения клипового сознания среди вступающего в жизнь поколения. Не найдено достойных ответов на вызовы доминирующей в массовых коммуникациях «экранной культуры», утраты целостности мировосприятия и взаимопонимания, раскола между материальной и виртуальной реальностью, нарастания хаоса в глобальном информационном пространстве при возрастании его значимости для будущего.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Саудовский престол требуют отдать брату монарха

Саудовский престол требуют отдать брату монарха

Игорь Субботин

В королевстве сформировалась новая группа оппозиции

0
637
Этот опрос хорош

Этот опрос хорош

Алкей

Повесть о Дне социолога и о том, что граждане безоговорочно доверяют исследованиям общественного мнения

0
477
СДПГ ищет повод  для развала коалиции

СДПГ ищет повод для развала коалиции

Олег Никифоров

Сторонники Меркель пытаются удержать ее от ухода с поста председателя партии

0
965
Пейзаж перед научно-технологическим  прорывом

Пейзаж перед научно-технологическим прорывом

Андрей Ваганов

Правительство так и не придумало, зачем этот прорыв нужен и куда прыгать будем

0
1372

Другие новости

Загрузка...
24smi.org