0
1375
Газета Наука Печатная версия

25.12.2002

Люди в интернете

Тэги: интернет, рунет


Социологи утверждают, что наши метафоры создают содержание нашей культуры. Сегодня такой глобальной (и даже тотальной) метафорой стало понятие "сеть". И действительно, универсальность новой метафоры кажется абсолютной: сетевой график, нейронная сеть, сетевая экономика, сетевая логика, информационная сеть, сетевое предприятие, причинные сети, сетевой интеллект, сетевое общество... Даже у эпидемиологов появился термин - "венерические сети".

Любопытно, однако, что законы, по которым развиваются эти сети, аналогичны тем, по которым строится и развивается глобальная компьютерная сеть - интернет.

Именно Всемирная Паутина (WWW) приобретает сегодня критически важное значение в формировании бизнеса, культуры и самого общества. Итак, зафиксируем еще раз принципиально важный вывод: культуры являются порождением коммуникационных процессов. Или, в терминологии социолога Никласа Лумана, воспроизводство общества - это не воспроизводство особей, а воспроизводство коммуникаций.

Пару недель тому назад Конференция ООН по торговле и развитию (UNCTAD) представила ежегодный "Доклад по электронной торговле и развитию". В этом документе констатировалось, что к концу 2002 г. число постоянных пользователей сети интернет составит 655 млн. человек. По сравнению с 2001 г. рост интернет-аудитории достиг 30% (см. таблицу). Согласно оценкам экспертов из UNCTAD, за 2002 г. в сети было продано товаров и услуг на сумму 2,3 млрд. долл. По прогнозу, в 2003 г. этот показатель составит 3,9 млрд. долл., а к 2006 г. 18% всех сделок купли-продажи в мире будет проходить в сети.

А что происходит в России?

В начале октября 2002 г. были опубликованы данные, полученные в результате опроса, проведенного фондом "Общественное мнение". 8,8 млн. человек, или 8% всего населения России, являются пользователями интернета. В процентном отношении в рейтинге фонда лидирует Москва - с интернетом знакомы 27% жителей столицы. Вторую строчку занимает Санкт-Петербург - 21%. В целом же, если исключить Москву и Петербург, во всех федеральных округах число пользователей интернета не превышает 5-8% населения.

Эта статистика на самом деле имеет символическое значение. Дело в том, что, согласно эмпирическим маркетинговым исследованиям, взрывной рост на интернет-рынке какой-либо страны происходит именно после того, как к сети подключатся более 10% населения. (Работает известный эмпирический закон, установленный социологами: если в каждом десятом табачном киоске не будет какого-то одного определенного сорта сигарет, возникает ажиотажный спрос на табачные изделия данной марки и как следствие - дефицит.) Итак, в глобальном масштабе (655 млн. человек) этот 10-процентный порог уже перейден. А в США, например, интернетом пользуются более 50% населения.

Как видим, близка к этому 10-процентному порогу и Россия. Но пока аудитория российского интернета (рунета) составляет не более 8% всего населения страны (по оптимистическим оценкам; а взрослого, электорального возраста - и того меньше), ожидать непосредственного влияния интернета, например, на избирательный процесс, было бы преждевременно. (Хотя, не забудем, что Москва и Санкт-Петербург уже никак не назовешь сетевыми провинциями.)

Впрочем, показатель в 10% - величина в значительной степени условная. Так, существуют оценки, согласно которым в распространении идей критической точкой становится 5% популяции. Правда, чтобы их убедить, следует достичь своим сообщением 50% популяции. При переходе через 20% идея уже живет своей жизнью и более не требует интенсивной коммуникативной поддержки.

И все-таки что ждет социум, перешагнувший 10-процентный порог представительства в глобальной компьютерной сети интернет?

Изменения, которые вносит сеть в фундаментальные основы человеческой цивилизации, в самом обобщенном виде нашли свое выражение в концепции так называемого "информационного общества". "Основу этого общества образует информативность, - отмечают финский исследователь Пекка Химанен и один из самых известных современных социологов Мануэль Кастельс. - Это означает, что определяющее действие во всех сферах человеческой практики предпринимают на основе информационных технологий, что такие действия организованы (в глобальном масштабе) в информационные сети и сосредоточены на обработке информации (символов)".

По экспертным оценкам, после 2000 г. 70% всей продукции в мире будет производиться за счет наукоемких отраслей; а к 2015 г. внешний рынок наукоемкой продукции должен достичь 6 трлн. долл. в год, из них до 2 трлн. долл. составят информационные услуги. Уже сегодня в глобальной финансовой компьютерной сети ежедневный объем трансакций достигает 1 трлн. долл.

Выступая на Всемирном экономическом форуме в Давосе в 2000 г., глава крупнейшей мировой медиакорпорации "AOL+Time-Warner" Стив Кейз подчеркивал, что сеть станет местом, где не только растет число пользователей-покупателей, но и местом, где будут культивироваться стремления, вкусы, фантазии, стиль жизни.

Все это дало повод известному итальянскому публицисту Джульетто Кьезе заявить: "Сам собой напрашивается вывод, что в современном обществе именно культура меняет содержание и общественный статус. В XIX веке и до последней четверти ХХ века культура считалась синонимом свободы и прогресса как индивидуума, так и общества. Сегодня же культура превратилась просто в одну из сфер экономики и средство извлечения прибыли. Культура изменила свое имя - теперь ее зовут информация".

И это похоже на правду. Так, по данным фирмы Аlеха Internet (http://www.alexa.com/), объем информационного наполнения интернета составил в 1998 г. около 12 терабайт (12х1012 байт) информации. (Информационная емкость легендарной Александрийской библиотеки примерно 1011 байт.) Согласно результатам того же исследования, в среднем в сети ежедневно появлялось полтора миллиона новых страниц - около 20 в секунду. Натурально - из сети слова не выкинешь┘

Количество пользователей интернетом на 10 тыс. населения

Регион

2001

2000

Прирост в %

Африка

85

59

43,4

ЮАР

701

549

27,5

Египет

93

71

31,1

Кения

160

65

145

Тунис

412

261

58,1

Латинская Америка

497

373

33,5

Бразилия

464

294

57,7

Мексика

349

274

27,1

Чили

2002

1658

20,8

Аргентина

800

675

18,6

Перу

1149,7

974

18,0

Северная Америка

4932

4469

10,4

США

4995

4507

10,8

Канада

4353

4130

5,4

Азия

437

303

44,3

Япония

4547

2931

55,1

Китай

260

174

49,7

Южная Корея

5107

4025

26,9

Тайвань

3490

2810

24,2

Индия

68

54

25,5

Европа

1805

1359

32,7

ФРГ

3642

2918

24,8

Великобритания

3995

3012

32,6

Россия

293

211

38,9

Польша

984

725

35,8

Швеция

5163

4558

13,3

Океания

2772

2511

10,4

Австралия

3723

3445

8,1

Новая Зеландия

2807

2167

29,6

Мир в целом

823

641

28,4


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Второе начало наукодинамики

Второе начало наукодинамики

Юрий Магаршак

Почему плагиат – тягчайшее преступление для ученого

0
1109
Президент поручил ОНФ взяться  за нацпроекты, КПРФ подала в суд  на интернет-выборы

Президент поручил ОНФ взяться за нацпроекты, КПРФ подала в суд на интернет-выборы

Иван Родин

0
948
"Умный дом" в Европе и России

"Умный дом" в Европе и России

Александр Федотов

Как стимулировать интерес российских потребителей к искусственному интеллекту

0
2025
Каждая десятая пачка сигарет - контрафакт

Каждая десятая пачка сигарет - контрафакт

Ольга Соловьева

Повышение акцизов на табак грозит потерей бюджетных доходов

0
1322

Другие новости

Загрузка...
24smi.org