0
2743
Газета Наука Интернет-версия

19.05.2004 00:00:00

Политические новобранцы от науки

Оксана Гаман-Голутвина

Об авторе: Оксана Викторовна Гаман-Голутвина - доктор политических наук, профессор Российской академии государственной службы при президенте РФ.

Тэги: элита, рекрутирование


элита, рекрутирование Ректор Санкт-Петербургского государственного университета Людмила Вербицкая, ее земляк академик Жорес Алферов и президент РАН Юрий Осипов – знаковые примеры рекрутирования ученых в политическую элиту.
Фото Матвея Сысоева (НГ-фото)

Институтом ситуационного анализа и новых технологий (ИСАНТ) при участии большого числа независимых ученых и компетентных экспертов было проведено исследование «Самые влиятельные люди России-2003. Политические и экономические элиты российских регионов». Задача исследования – изучение процессов формирования региональных политических и экономических элит страны. Автор этих строк была научным руководителем проекта и научным редактором опубликованного по итогам исследования 700-страничного издания («Самые влиятельные люди России-2003». – М.: Институт ситуационного анализа и новых технологий (ИСАНТ), 2004.).

Цель проекта – определить персональный состав региональных элит в конкретный период времени и по возможности определить степень влияния этих лиц на общественно-политическую и социально-экономическую ситуацию в каждом конкретном российском регионе, имеющем свою, часто неповторимую специфику; показать особенности механизмов формирования региональных политических и экономических элит в терминах ресурсов влияния, которые позволяют, с одной стороны, сравнивать регионы между собой, а с другой – получать результат, репрезентативный для всей Российской Федерации.

Механизмы рекрутирования – это принципы вхождения новичков в состав элиты. В качестве механизмов рекрутирования в состав элиты могут выступать кровное родство, имущественный ценз, профессиональная компетентность, партийная принадлежность, личная преданность, выслуга лет, протекционизм, принципы открытой состязательности и т.д. Каналы рекрутирования – это пути продвижения к вершинам политической иерархии. К числу основных институциональных каналов относятся государственный аппарат, органы местного самоуправления, армия, политические партии, система образования, религиозные организации. Преобладание тех или иных каналов рекрутирования обусловлено цивилизационной спецификой общества, историческими особенностями и традициями политического развития, спецификой политической системы и политического режима и другими факторами.

Рассмотрение полученных в ходе упомянутого исследования данных по различным регионам относительно преобладающих механимов и каналов рекрутирования элит показывает, что выстроить единую для всех регионов жесткую иерархию механизмов и каналов политического влияния не представляется возможным вследствие значительных экономических, социокультурных и иных региональных отличий. Но основные тенденции назвать можно.

Исследование показало, что с точки зрения институционализации влияния властные группы как в Центре, так и в регионах включают две категории: представители властных структур, занимающие постоянные оплачиваемые должности в структурах власти («бюрократы») и «свободные художники» («вольные стрелки»), которые не занимают формальных позиций в структурах власти, однако оказывают влияние на процесс принятия важнейших политических решений.

Первая группа, безусловно, доминирующая, включает глав исполнительной, законодательной и – реже – судебной ветвей региональной и муниципальной власти, руководителей региональных силовых и специальных структур, территориальных органов федеральных ведомств, федеральных округов и т.д. Во многих субъектах Федерации рейтинг «бюрократов» – это персонифицированный рейтинг влияния властных структур. Удельный вес «бюрократов» в общей численности политического класса колеблется в пределах 70–90%. Вторая группа – представители политических партий и общественных движений; лидеры общественного мнения; руководители негосударственных СМИ и важнейших учреждений науки, культуры, образования; представители духовенства.

Что касается роли каналов науки, культуры, образования и СМИ, то, хотя в ряде регионов (Воронежская, Владимирская области, Приморский край и др.) продвинувшиеся по этим каналам лица входят в состав политической элиты, их число и влияние, как правило, незначительны. Этот факт отражает общую ситуацию незначительной политической роли науки и культуры в жизни современного российского общества вследствие их удручающе низкого финансирования.

Однако исследование 2003 г. выявило интересную тенденцию – существенный рост удельного веса двух категорий – руководителей СМИ и ректоров ведущих региональных вузов, присутствие которых в составе влиятельных региональных сообществ существенно выросло по сравнению с соответствующими показателями 2000 г. Удельный вес руководителей СМИ, влиятельных в политике, увеличился в 17 раз; влиятельных в экономике – в 12 раз. Аналогичны показатели для ректоров вузов, входящих в рейтинги влияния (а порой и в рейтинг экономического влияния) в большинстве регионов: они составляют 14 и 24 раза соответственно (см. таблицу).

Например, в рейтинге политического влияния Томской области присутствуют ректоры сразу четырех ведущих вузов, опережающие по степени влияния даже председателя областного правительства. В Приморском крае в Top-20 влиятельных политиков входят ректоры трех вузов. Влияние «ректорского клуба» во многом обусловлено значительной численностью научно-образовательных комплексов Томска и Владивостока.

Политическое влияние ректоров вузов обусловлено рядом причин. Во-первых, видимо, играет роль то обстоятельство, что высшее образование в России де-факто стало в значительной мере платным, вследствие чего ректоры вузов концентрируют в своих руках значительные средства, и некоторые из руководителей направляют часть из них на политическое продвижение. Так, в губернаторских выборах в Оренбургской области участвовал ректор Оренбургского госуниверситета В.Бондаренко (5-я позиция в рейтинге политического влияния области); в губернаторских выборах в Тамбовской области – проректор Тамбовского госуниверситета А.Позняков. Во-вторых, многотысячные коллективы вузов – это важный сегмент электората (в 500-тысячном Томске 160 тыс. человек или учатся, или работают в вузах), позиция которого приобретает важное значение в период выборов. Это, в свою очередь, актуализирует возможности политического влияния руководителей вузов. И, в-третьих, не следует сбрасывать со счетов такой факт: с помощью руководителей вузов региональные политики и бизнесмены решают свои личные проблемы (получение второго образования, обретение научных степеней и званий, образование детей), что открывает дополнительные возможности для политического влияния руководителей вузов.

Возрастание влияния СМИ обусловлено ролью медийного ресурса как важного компонента политического влияния в пределах тех территорий, для которых характерна высокая степень медийной насыщенности (примером может служить Томская область). Особое значение СМИ приобретают в ситуациях острых политических конфликтов, в частности в ходе избирательных кампаний в регионах (так, представители СМИ занимают высокие позиции в рейтингах Приморского края и Санкт-Петербурга). Особенно показателен пример Санкт-Петербурга. Политическая жизнь здесь отмечена острым внутриэлитным расколом, истоки которого восходят к губернаторским выборам 1996 г. Не случайно в рейтинге политического влияния представители СМИ составляют пятую часть. Кроме того, влияние СМИ в Санкт-Петербурге обусловлено традициями свободомыслия, сложившимися в городе еще в XIX в.

Санкт-Петербург дает также яркий, но исключительный пример политического влияния представителей социальной сферы: руководители значимых для города учреждений культуры, образования и науки (Государственный Эрмитаж, Мариинский театр, Санкт-Петербургский университет в целом и его юридический факультет в частности, Горный институт и др.) составляют внушительный по удельному весу и влиянию сегмент политической элиты. Однако этот пример лишь подтверждает правило и объясняется исключительным положением Санкт-Петербурга в качестве второй столицы страны и исключительной ролью перечисленных учреждений в качестве знаковых для российской культуры. Кроме того, следует отметить, что влияние упомянутых руководителей Санкт-Петербурга во многом обусловлено также их возможностями непосредственных контактов с президентом РФ В.В. Путиным.

 

Должность Политика Экономика
Ректор вуза 0,15/2,18 0,06/1,47
Руководитель СМИ 0,11/1,88 0,11/1,41

Удельный вес ректоров вузов и руководителей СМИ среди влиятельных лиц.
В числителе – результат исследования 2000 г., в знаменателе – 2003 г.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
971
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1307
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1000
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
829

Другие новости