0
1800
Газета Наука Интернет-версия

09.11.2005 00:00:00

Покорение Великой Пустоты

Андрей Ваганов
Ответственный редактор приложения "НГ-Наука"

Об авторе: Опрос подготовили Андрей Ваганов, Николай Дорожкин, Владимир Покровский

Тэги: китай, шэньчжоу, космос, станция


китай, шэньчжоу, космос, станция Китайские космические корабли типа 'Шэньчжоу' – первый шаг на пути создания постоянной орбитальной лаборатории.
Графика Саймона Сайка

Чуть меньше месяца назад, 17 октября 2005 г., возвращаемая капсула китайского космического корабля «Шэньчжоу-6» совершила успешную посадку в китайской Внутренней Монголии. На борту спускаемого аппарата находились два тайконавта (тайкун – Великая Пустота). Продолжительность полета китайского пилотируемого корабля составила 115,5 часа. Стоимость этой программы оценивается экспертами в 111 млн. долларов.

Геополитические последствия успешного завершения второго пилотируемого полета китайского космического корабля выходят далеко за рамки просто технологического успеха. «Конечная цель программы пилотируемой космонавтики в Китае – строительство постоянной космической лаборатории и инженерной системы», – заявил сразу же после приземления «Шэнчьжоу-6» глава Канцелярии пилотируемой космической программы КНР Тан Сяньмин. А в ближайших планах – намеченный на 2007 год выход в открытый космос и стыковка на орбите в 2009–2012 годах.

Таким образом, сегодня Китай де-факто становится единственной страной в мире, которая может конкурировать с США в наиболее важных технологических и политических вопросах. За этим, конечно, – впечатляющий экономический фундамент. Так, согласно данным сентябрьского доклада Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в течение следующих пяти лет КНР обгонит по темпам роста экономики большинство стран Запада. К 2010 году Китай может стать крупнейшим экспортером мира. К тому времени внешнеторговый объем Китая может составить десятую долю общемирового. (Пока среди экспортеров лидируют Германия и США – по данным ОЭСР, в 2004 году экспорт из этих стран составил соответственно 75,7 и 68,25 млрд. долл.)

Конечно, Поднебесной придется еще решить много сложных задач, связанных с модернизацией своей технологической и научной базы. Например, по данным китайских экспертов, энергозатраты на 10 тыс. долл. китайского ВВП в 2002 г. составили 11,8 млн. т условного топлива, что в 3 раза выше, чем в США, в 5 раз выше, чем в Германии, и в 6 раза выше, чем в Японии. Избыточное потребление энергии в китайской промышленности составляет не менее 230 млн. т условного топлива.

Тем не менее, если все пойдет, как предсказывают аналитики ОЭСР, то, несомненно, Китай сможет осуществить и следующий важный шаг – приступить к освоению Луны в конце второго десятилетия XXI века.

В связи с этим мы попросили российских экспертов высказать свое мнение по двум вопросам: 1) как они оценивают темпы развития китайской пилотируемой космической программы; 2) каковы шансы Китая создать в обозримой перспективе сначала орбитальную космическую станцию, а затем и лунную базу?

Лев Зеленый, член-корреспондент РАН, директор Института космических исследований РАН

1–2. Я знаю, что по поводу Луны у китайцев имеется очень серьезная, многоступенчатая программа и, похоже, она у них получится. Там сейчас погоду делает совершенно иное поколение китайцев, чем те, к которым мы привыкли раньше. В основном это люди, по десятку лет проработавшие на Западе, которые там всему научились, все вобрали, а когда вернулись в Китай, им там были созданы очень хорошие условия для работы. Там, конечно, еще остались и представители предыдущего поколения, но все они – на вторых ролях. Это даже не смена поколений, а смена стиля работы.

Леонид Горшков, доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник РКК «Энергия»

1. Я должен сказать, что бросается в глаза осторожность работ китайцев. Смотрите сами: раз в год – пуск животных; потом – первый пилотируемый полет; опять проходит много времени до второго пуска. Ярко выраженная осторожность. Такую методологию они выбрали.

2. Они объявили такую цель и заявили, что это будет сделано в очень короткие сроки. Но точно прогнозировать весьма трудно. Вообще, полеты «Шэньчжоу» – очень большая победа китайцев. Это нетривиальная вещь – запустить корабль, обеспечить его возвращение на Землю. Я верю, что китайцы будут серьезной и мощной космической державой. Лет за десять они успеют, я думаю, сделать свою орбитальную станцию.

Иван Моисеев, научный руководитель Института космической политики

1–2. Китайцы, строя свою национальную программу, двигаются не так, как в свое время США и СССР, – медленно, спокойно, пытаясь обеспечить максимальную надежность. Для них авария будет очень неприятной вещью и в научно-технологическом, и в морально-политическом смысле. Можно экстраполировать эти темпы и понять, когда будет создана китайская орбитальная станция... Это произойдет не при нашей жизни. Хотя второй запуск пилотируемого китайского космического корабля я оцениваю как положительное событие.

Владимир Сыромятников, доктор технических наук, профессор, генеральный директор консорциума «Космическая Регата»:

1–2. В принципе дальнейшие планы китайских специалистов известны: «Шэнчьжоу» спроектирован так, что его орбитальный отсек может отделиться от корабля перед спуском СА на Землю. К оставленному на орбите модулю может позднее пристыковаться следующий корабль, тем более, как известно, они работают над техникой сближения и стыковки. Таким путем может быть создана орбитальная мини-станция, что станет важным шагом в освоении космического пространства. Есть у них и далеко идущие планы, в том числе китайцы прицеливаются к Луне. Я думаю, они не станут торопиться, будут присматриваться к нам и к американцам.

Краткая история пилотируемой космической программы Китая:

1970 г. – состоялся запуск ракеты Long March. С тех пор (по 2002 год) страна провела 73 запуска, 62 из которых оказались успешными.

1996 г. – три китайских тайконавта отправились на подготовку в Москву.

1999 г. – первый космический корабль, «Шэнчьжоу», вышел на орбиту Земли. На борту корабля не было людей.

2001 г. – Китай отправил в космос на борту «Шэнчьжоу-2» обезьяну, кролика и улиток.

2003 г. – первый китайский пилотируемый корабль, «Шэньчжоу-5», совершил 21-часовой полет. На его борту находился один китайский тайконавт – Янг Ливей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
484
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
603
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
512
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
416

Другие новости