0
6457
Газета Наука Интернет-версия

26.12.2012 00:00:00

Павел Флоренский, отвергавший ренессанс

Игорь Шумейко

Об авторе: Игорь Николаевич Шумейко - историк, публицист, писатель.

Тэги: история, флоренский


история, флоренский П.А. Флоренский и С.Н. Булгаков.
В.М. Нестеров. Философы. 1917. ГТГ

5 декабря, в 75-летнюю годовщину гибели Павла Александровича Флоренского, русского ученого, поэта, богослова, священника, в городе Сергиев Посад Московской области на месте его трудов и служения был открыт Памятный знак. Отмечая широту научных работ, Павла Флоренского называли русским Леонардо; за глубину богословских трудов – Паскалем нашего времени (Василий Розанов).

Михаэль Хагемейстер из Европейского университета во Франкфурте, собирая еще более внушительный букет признаний и оценок (Тайя Гут: «Флоренский – самый светоносный представитель русской духовной жизни», Стефен Кессиди: «…Один из величайших интеллектуалов всех времен»), однако видит иронию, даже насмешку судьбы в приложении к Флоренскому чего-либо леонардовского, ренессансного.

«Флоренский определял тип средневековой культуры с помощью понятий объективности, коллективизма, конкретности, цельности, синтетического видения и реализма, – пишет Хагемейстер. – Данному типу противостоит тип западной ренессансной культуры – субъективизм, индивидуализм, абстрактность, аналитичность, сенсуализм и иллюзионизм, раздробленность, атомизация – и, наконец, нигилизм и саморазрушение. Ренессанс и гуманизм в глазах Флоренского означают распад Божественного порядка во Вселенной и одновременно грехопадение западной культуры».

Практически все исследователи творчества Флоренского, его последователи, как Алексей Лосев, подчеркивали средневековость, антиренессансность русского Леонардо. За исключением разве что о. Александра Меня, считавшего, что Флоренский хоть и резко отрицал, однако как философ со своим всеединством был очень близок к ренессансным интеллектуалам типа Парацельса, Бёме и других.

Обращение к первоисточнику сомнений не оставляет. Флоренский атакует сам дух Леонардо: «Загадочная и соблазнительная улыбка всех лиц Леонардо да Винчи, выражающая скептицизм, отпадение от Бога… есть на деле улыбка растерянности и потерянности… особенно наглядно у «Джиоконды»… это улыбка блудная и растленная, ничего положительного не выражающая (в том-то и загадочность ее!), кроме какого-то внутреннего смущения» («Столп и утверждение Истины», 1914 год).

И леонардовскую технику в работе «Обратная перспектива», которую любит цитировать его внук профессор Павел Флоренский: «Если кто перспективист, то это, конечно, Леонардо. Его «Тайная Вечеря», художественный фермент позднейших богословских «Жизней Иисуса» (похоже, в современных терминах Флоренский назвал бы эти ренанновские «Жизни Иисуса» «попсой» – И.Ш.) имеет задачею снять пространственное разграничение того мира, евангельского, и этого, житейского, показать Христа как имеющего только ценность особую, но не особую реальность… На фреске – постановка сценическая, но не особое, несравнимое с нашим пространство… Мы видим не реальность, а имеем зрительный феномен; и мы подглядываем, словно в щель, холодно и любопытно… Простой промер легко покажет, что горница еле имеет в высоту удвоенный человеческий рост, при ширине трикратной, так что помещение нисколько не соответствует ни количеству находящихся в нем людей, ни величию события. Однако потолок не представляется давящим, и малость горницы дает картине драматическую насыщенность и заполненность».

Кроме этой расшифровки «кода да Винчи», в книге «Мнимости в геометрии» (1922) Павел Флоренский, талантливый математик, один из лучших в выпуске Московского университета, комментируя специальную теорию относительности Эйнштейна, выводит начало нефизического «того света» за пределом скорости света. По уравнению Лоренца, тела «там» имеют нулевой размер, а масса и время бесконечны для внешнего наблюдателя, который еще «здесь».


Памятный знак Павлу Флоренскому в Сергиевом Посаде.
Фото автора

Исходя из принципа относительности, Флоренский возвращает «точку отсчета» к птолемеевской геоцентрической модели. Границу между Небом и Землей Флоренский обозначает четко: между траекториями Урана и Нептуна, то есть там, где помещали границу мира в глубокой древности.

И согласитесь, это вполне корреспондируется с диспутами самых недавних лет, когда следующий за Нептуном Плутон исключили из состава планет. В 1992 году в Плутон был переведен в элементы пояса Койпера, а в 2006-м – в карликовые тела. Таким образом, Нептун утвержден последней планетой Солнечной системы.

Александр Мень: «Мой отец учился у него, вспоминает странное зрелище: конец 1920-х годов, Технологический институт, входит такой маленький, в рясе, длинные волосы. Но все его очень уважали. Лев Троцкий спросил: а почему он ходит в рясе? Флоренский ответил: «Я не снимал с себя сана, поэтому я не могу иначе». Троцкий сказал: «Ну, пусть ходит». Более того, Троцкий брал его к себе в открытый автомобиль, и москвичи видели такую картину: Троцкий, как Мефистофель, в пенсне и рядом с ним Флоренский в своем подряснике ехали по Москве, и все ужасались».

Увы, если применить эйнштейнов принцип относительности к биографии Флоренского, окажется, что благоволение Троцкого позже сыграло роль прямо противоположную…

Казалось, столь широкое применение, найденное в СССР универсальному гению Флоренского, может иллюстрировать смыкание где-то в вышних сферах научного и религиозного способа постижения истины. В жизнь русского Леонардо, нового Паскаля, вошли клейма ХХ века, диковинные аббревиатуры: ВХУТЕМАС (профессор сего сообщества), ГОЭЛРО (в осуществлении плана электрификации России есть частичка его трудов), ВСНХ РСФСР (и в этой славной организации он успел потрудиться)… Но решающим оказалось вхождение в его жизнь еще одной аббревиатуры: НКВД.

Так что, вглядываясь издалека, и наблюдатель грядущих веков меланхолично пометит: «За гелиоцентрическую модель сожгли Джордано Бруно, за геоцентрическую – расстреляли Павла Флоренского…»

А с 5 декабря 2012 года на долгом (хочется сказать – бесконечном) пути Павла Флоренского, близ его дома на улице Вифанской, поставлен красивый рукотворный Знак. Постамент из красного гранита в виде горизонтального креста из нескольких ступеней, 7-метровый Памятный знак, снабженный уникальным способом подсветки, излучает свет и хорошо виден всем проезжающим по Сергиеву Посаду.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
997
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1353
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1026
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
856

Другие новости