24.12.2014 00:01:00

О жестокости, и не только у муравьев

Тэги: молчащие гены, профилактика, муравьи, насекомые, биология

молчащие гены, профилактика, муравьи, насекомые, биология Объемная реконструкция глубоких структур мозга, показывающая нарушение формирования двух пучков (справа) – синего и желтого – по сравнению с нормой. Иллюстрация Physorg

Что порождает агрессивное поведение по отношению к другим людям? Эту проблему изучает Сара Кахан из университета Вермонта. Она давно работает с «погонными» муравьями (Pogonomyrmex), живущими в пустыне на границе штатов Аризона и Нью-Мексико. Еще в 2003 году она и ее сотрудники описали в Nature четыре линии муравьев, скрещивание между которыми дает рабочих особей, а внутри одной из них – цариц-маток.

И вот новая статья в «Трудах Королевского общества». Оказалось, что матки одного вида муравьев охотно копулируют с самцами другого, в результате чего на свет появляются стерильные рабочие особи, не способные давать собственного потомства (тем самым прерывается эволюционное стремление к продлению собственного рода). Самцы разных видов, вовлеченные в жестокое противостояние, не могут отличить «свою» самку от «чужой». Активную роль в распознавании играют самки, которые тем самым снижают уровень агрессии у самцов.

Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что наше поведение рождается у нас в мозге. Известно, что ход отростков нервных клеток регулируется генами, кодирующими синтез так называемых белков клеточной адгезии, или «слипания», без которых невозможны нормальные межклеточные контакты. Один из таких генов отвечает за кадгерин, или протеин адгезии, активируемый ионами кальция, откуда и его название – CDH. Этот белок, в частности, необходим для формирования синапсов, или точек межклеточных контактов, в полость которых выделяются нейротрансмиттеры (медиаторы), регулирующие активность нейронов. Одним из них является дофамин, возбуждающий нервные клетки (кокаин задерживает дофамин в синапсе на 100 сек. вместо 1, что и приводит к «улёту»).

Избыток нейромедиаторов «убирает» из синаптической щели фермент МАО – моноаминооксидаза. Много лет назад в голландском городе Ниймегене описали семью с недостаточной активностью гена МАО, мужчины которой на протяжении поколений отличались агрессивным поведением по отношению к членам семьи и посторонним.

Ученые Финляндии, Швеции и Стэнфорда провели большое исследование более чем на 900 заключенных, осужденных за разного рода насильственные преступления, среди которых было выделено 78 представителей экстремального жестокого поведения, совершивших в общей сложности 1154 убийства, жестоких нападений и тяжких избиений. У них была выявлена низкая активность генов CDH и МАО, что в 13 раз повысило риск такого поведения. Картина повторилась при исследовании контрольной группы из 114 человек, совершивших хотя бы одно убийство.

Не все коллеги членов международной команды согласны с их выводами, на что авторы отвечают предложением повторить их исследование на своих «национальных» заключенных, удерживаемых в тюрьмах за тяжкие преступления против человеческой личности. Вполне возможно, что у представителей других народов (не финнов) и рас помимо «интернациональной» МАО выявятся нехватки активности каких-то других генов. Но вряд ли это будут гены белков, стоящих «в стороне» от определения путей нормального развития мозга. Дело в том, что у обследованных убийц и насильников в детстве помимо всего прочего отмечались признаки ADHD, или расстройства, связанного с дефицитом внимания и гиперактивностью (гроза школьных и иных дворов и коридоров). А развитие ADHD давно уже связывают с нарушениями нормального развития нервных отростков.

Правительства и общества крайне заинтересованы в понимании и раскрытии механизмов агрессивного поведения и склонности к жестоким преступлениям. Постепенное выявление геномной базы антисоциального поведения позволяет надеяться, что со временем врачи и ученые научатся прогнозировать подобного рода эксцессы. Но как быть с присущим человеку духом открытий и завоеваний? Как подбирать людей в разного рода спецназы, призванные выполнять задания в экстремальных условиях, подразумевающих применение оружия и навыков убивать без оного…