0
5784
Газета Наука Интернет-версия

10.07.2018 11:47:00

Передовой двигатель как ключевой элемент авиастроения

Тэги: Ростех, Двигатель, авиация, пд14, МС21, Олег Демченко, Жуковский, Технодинамика, Сатурн, УМПО, Мотор, Иркут, Airbus, Boeing, импортозамещение


Создание современного самолета стоит перед несколькими принципиальными задачами: современные материалы, современный двигатель, современная авионика.

Немногие страны способны в принципе решать такие задачи, а одновременно все три – единицы, и Россия одна из них.

Сложнейшим вопросом является создание современного двигателя. Именно поэтому, когда говорят про МС-21, всегда упоминают и новейший двигатель ПД-14. Без преувеличения можно сказать, что вклад ПД-14 в ожидаемые передовые показатели эффективности и надежности самолета как минимум равен совокупному вкладу всех остальных факторов и технологий.

Развитие авиационного двигателестроения выделено отдельной подпрограммой в рамках государственной программы России «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы». Ключевой целью подпрограммы стало формирование глобально конкурентоспособной двигателестроительной отрасли мирового уровня.

Флагманским проектом в рамках реализации указанной программы является создание авиационного двигателя ПД-14, ведущим разработчиком которого выступает пермское конструкторское бюро «Авиадвигатель», а головным изготовителем – Пермский моторный завод.

Двигатель как сердце самолетостроения

Проект по разработке российского авиадвигателя стал первым с 1980-х годов и объединил в себе усилия таких предприятий, как УМПО, НПП «Мотор», рыбинское НПО «Сатурн».

Результатом многолетней комплексной и слаженной работы предприятий отрасли авиационного двигателестроения – представителей как частного, так и государственного сектора - явился авиационный двигатель, который по своим техническим характеристикам встал в один ряд с таким гигантом отрасли, как Pratt & Whitney, чьей продукцией комплектуются среднемагистральные самолеты линейки Boeing и Airbus.

101.png








Двигатель ПД-14 – это турбореактивный двухконтурный двухвальный двигатель, без смешения потоков наружного и внутреннего контуров, с реверсом и эффективной системой шумоглушения, а также с тягой на взлете от 8 до 18 т.

Базовая модель авиационного двигателя ПД-14, с тягой 14 т на взлете, разрабатывалась для оснащения российского среднемагистрального авиалайнера МС-21, разработкой которого занимается корпорация «Иркут».

Также ведутся разработки более мощных модификаций двигателя для комплектации самолетов Ту-214, Ил-96-300 и Ил-96-400Т.

В планах разработчиков создание вертолетного двигателя на основе технологий ПД-14, которым будут оснащены самые большие в мире вертолеты Ми-6.

«Новый двигатель, которым планируется оснащать перспективный отечественный самолет МС-21, - это прорыв, огромное достижение. Российский авиапром должен ориентироваться на собственные разработки. Создание ПД-14 позволит развивать целую линейку среднемагистральных и дальнемагистральных самолетов. Ранее мы планировали оснащать отечественные авиалайнеры иностранными двигателями Pratt & Whitney или Rolls-Royce. Очевидно, что ПД-14 будет гораздо лучше иностранных аналогов», - отмечал президент Российской Федерации Владимир Путин.

По словам генерального директора «Ростеха» Сергея Чемезова, несмотря на то, что первые самолеты МС-21 оснащены импортными аналогами Pratt & Whitney, при серийном производстве воздушных судов они будут укомплектованы исключительно российскими двигателями, так как процесс сертификации и тестирования ПД-14 подходит к завершению и к концу 2018 года его запустят в серийное производство.

При создании авиационного двигателя большое внимание уделяется таким эксплуатационным характеристикам, как масса и ремонтоспособность.

Система электрического передвижения реверса, разработанная холдингом «Технодинамика», заменит гидравлические приводы, использовавшиеся ранее. Замена гидравлических приводов на электрические существенно снижает вес всей системы и значительно повышает надежность воздушного судна. Иностранные авиастроители сравнительно недавно стали внедрять электронные приводы в систему двигателя самолета, что становится еще одним весомым подтверждением того факта, что российская авиастроительная отрасль идет в ногу со временем.

МС-21: самолет будущего

Несмотря на тот факт, что российский самолет МС-21 не был продемонстрирован на авиасалоне МАКС-2017, о нем говорили в высших кругах авиации.

Вице-президент Airbus Кристофер Баркли озвучил прогноз, сделанный специалистами компании на ближайшие 20 лет. По данным Airbus, среднегодовой темп роста пассажиропотока в России составит примерно 4,2%. И потребность России и стран СНГ в новых самолетах к 2036 году составит около 1,2 тыс. единиц, преимущественно это будут узкофюзеляжные воздушные суда – около 1 тыс. единиц.

«Мы всегда позитивно относимся к конкуренции, потому что она заставляет производителей улучшать свою продукцию, что в итоге идет на пользу конечному потребителю. МС-21 как раз входит в ту линейку узкофюзеляжных самолетов, спрос на которые будет расти в первую очередь», - уверен вице-президент Airbus Кристофер Баркли.

Тестовый полет среднемагистрального узкофюзеляжного самолета МС 21-300 состоялся 17 октября 2017 года, когда лайнер преодолел более 6 тыс. км, взлетев с площадки Иркутского авиационного завода, и прибыл на аэродром Жуковский для дальнейших испытаний. По словам президента корпорации «Иркут» Олега Демченко, российская сертификация МС-21-300 намечена на 2019 год, а в 2020-м воздушное судно пройдет международную сертификацию.

Важно, что вывод МС-21 на международный рынок произошел после того, как крупнейшие конкуренты презентовали модернизированные лайнеры семейств Airbus 320 и Boeing 737, которые занимают лидирующее место по численности среди среднемагистральных самолетов в авиапарках крупнейших авиакомпаний в мире.

По состоянию на первый квартал 2017 года портфель твердых заказов на МС-21 составлял 175 бортов, что подтверждает не только интерес к российской авиастроительной промышленности, но и серьезную конкурентоспособность на мировом рынке наравне с такими производителями, как Boeing и Airbus.

Если основываться на сравнительных характеристиках бортов семейств МС-21, Airbus 320 и Boeing 737, можно сделать вывод, что российская авиастроительная отрасль не только шагает в ногу с основными игроками рынка, но и имеет все шансы стать одним из лидеров и в ближайшей перспективе будет задавать тон в развитии гражданского самолетостроения.

102.png








Более того, самолеты МС-21 имеют широкую вариативность в комплектации бортов и загрузке пассажиров.

В конструкции самолета использовано большое количество современных и передовых материалов российского производства. Использование углепластиков и композиционных материалов позволило увеличить размах крыла и при этом снизить общий вес самолета. Таким образом, при сравнительно небольшом весе и мощной тяге разбег самолета может быть сокращен на 300 м, что повлияет на расширение сети аэродромов, способных принять самолеты семейства МС-21.

Авиация и экономика

17 января 2018 года международная организация гражданской авиации опубликовала данные по росту пассажирских перевозок за прошедший год.

Исследования показали, что рост перевозок неизменно растет и по прогнозам имеет тенденцию к еще большему росту.

103.png
Инфографика из доклада ИКАО









В сравнении с данными прошлых лет, в 2017 году уровень перевозок вырос на 8%, тогда как в 2016 году рост составлял 7,8%. В среднем уровень перевозок показывает положительную динамику, несмотря на замедление роста на Ближнем Востоке, что обусловлено целым рядом экономических факторов.

Такая тенденция регулярного роста показывает, что интерес к передовым технологиям в самолетостроении будет усиливаться. Те же страны, которые смогут развивать свою авиастроительную промышленность на уровне мировых трендов, станут задавать тон не только в воздушном пространстве, но и в экономике всей мировой отрасли самолетостроения и гражданских перевозок.

Анализ рынка на 2017–2036 года показал, что наиболее востребованными среди компаний, осуществляющих пассажирские перевозки, останутся среднемагистральные самолеты с загрузкой до 211 пассажиров.

Объединенная авиастроительная корпорация прогнозирует рост интереса к самолетам семейства МС-21, так как они наиболее удовлетворяют потребностям рынка на ближайшую перспективу.

104.png














105.png














106.png



















В феврале 2018 года компании «Аэрофлот» и «Авиакапиталсервис» подписали контракт на 50 лайнеров МС-21-300 в лизинг на 12 лет. Также в списке потенциальных покупателей новых самолетов авиакомпании Red Wings, «ВИМ-авиа», а также авиаперевозчики из Мексики, Узбекистана, стран Азии и Ближнего Востока.

Растущий портфель заказов и интерес к российскому самолету отражает его технологичность и потребность рынка в появлении нового качественного продукта, так как нишу производителей среднемагистральных самолетов достаточно давно занимают Boeing и Airbus.

В настоящее время у указанных авиастроителей есть ряд преимуществ, таких как налаженное производство и широкая сеть по послепродажному обслуживанию воздушных судов.

Представители корпорации «Иркут» неоднократно заявляли, что уже в ближайшее время в России и на территории СНГ появятся центры технического обслуживания самолетов семейства МС-21, что значительно повысит его конкурентоспособность и привлекательность для авиаперевозчиков.

Выводы

· Проекты ПД-14 и МС-21 стали важнейшими в развитии авиационного двигателестроения и самолетостроения в России за последние годы. Эти разработки являются приоритетными и особо значимыми как на экономическом, так и на политическом уровнях.

· Среднемагистральные самолеты в ближайшие 20 лет будут наиболее востребованными на рынке гражданских перевозок, и разработка МС-21 позволяет России оставаться в «высшей лиге» мировой гражданской авиации.

· В разработке авиационного двигателя ПД-14 и авиалайнера МС-21 принимали участие как корпорации, так и частные компании. Этот пример показал, что при грамотном взаимодействии государственные и частные капиталовложения могут преобразоваться в долгосрочный и прибыльный проект.

· Пристальное внимание иностранных авиастроительных компаний и представителей авиаперевозчиков говорит о том, что отрасль гражданского самолетостроения стремится к постоянному развитию и всегда открыта для потенциально перспективных проектов.

Рекомендации

· Создать наиболее благоприятные условия для проведения дальнейших разработок в области авиационного двигателестроения и самолетостроения.

· Стимулировать процесс интеграции частного капитала в проекты национального уровня для получения наиболее эффективного результата.

· Создавать благоприятную атмосферу для взаимодействия частных компаний и корпораций на уровне государственной поддержки.

· Интегрировать инновационные разработки и технологии в различные сферы промышленности для более эффективного применения.

Источник 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Безопасность полетов обеспечит независимая приемка

Безопасность полетов обеспечит независимая приемка

Ирина Дронина

Российская техника отвечает международным стандартам

0
1023
США планируют войну с Россией на 2028 год (+ВИДЕО)

США планируют войну с Россией на 2028 год (+ВИДЕО)

Александр Шарковский

В течение ближайшего десятилетия Пентагон намеревается достичь технологического превосходства

0
6892
Председателю Центрального банка Российской Федерации Э.С. Набиуллиной

Председателю Центрального банка Российской Федерации Э.С. Набиуллиной

0
759
Один из самых современных пассажирских лайнеров рухнул в Яванское море

Один из самых современных пассажирских лайнеров рухнул в Яванское море

НГ-Online

Власти Индонезии пока не готовы объявить погибшими всех, кто находился на борту

0
1421

Другие новости

Загрузка...
24smi.org