0
3116
Газета Общество Интернет-версия

02.03.2005 00:00:00

У бывших наркоманов тоже есть будущее

Роман Лункин

Об авторе: Роман Николаевич Лункин - аспирант Института философии РАН.

Тэги: наркоманы, реабилитация


Основы социальной работы с наркоманами, людьми из самой сложной и трудно поддающейся лечению группы риска, стали складываться только в последние десять лет. Для большинства религиозных лидеров и рядовых верующих столкновение с миром наркозависимых и созависимых (то есть со знакомыми, друзьями и родственниками, так или иначе связанными с наркоманом) является скорее шоком. Христиане либо стараются отгородиться от греховной среды и людей в ней побывавших, либо разрабатывают специальные методы работы с теми, кто хотел бы избавиться от этого порока.

Медикаменты, как правило, отвергаются, так как они затягивают процесс "внутреннего очищения" больного. Остаются социальные и миссионерские способы помощи, включая привлечение в общины новообращенных из числа бывших наркоманов. Прежде всего публичные акции, которые проводят христиане, имеют просветительское значение. К примеру, многие священнослужители читают лекции о вреде наркотиков в школах и училищах, устраивают концерты, семинары и т.д.

Наиболее известным проектом, в котором принимают участие представители крупных религиозных организаций России, является Всероссийская антинаркотическая программа "Поезд в будущее". Ее уникальность состоит в том, что она смогла объединить в рамках своего попечительского совета не только государственных деятелей, но и православных, протестантов, иудеев, мусульман и буддистов. Одними из главных инициаторов проекта стали митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) и Сергей Ряховский, глава Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников). Идея "Поезда в будущее" была поддержана Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН), и проект был включен в ее федеральную целевую программу.

Новшество "Поезда в будущее" состоит в том, что большая часть общественных мероприятий, которые проводятся в том или ином регионе страны, рассчитаны не на пассивное внимание зрителей. Предполагается включение в борьбу с наркоманией местных властей, врачей, психологов, социологов, деятелей культуры и спорта, священников и пасторов.

Рок-концерт в Смоленске. 2003 г. Фото Марии Зотовой

Акции "Поезда в будущее" в 2003 г. прошли в Смоленске, а в 2004 г. - в Норильске. В недельном марафоне участвовали различные специалисты. Они проводили семинары и тренинги для журналистов, учителей, подростков и т.д. Большое внимание уделялось музыке. Например, наряду с христианскими рок-группами ("Дружки" и "Глас вопиющего") выступали команды "СерьГа", "Конец фильма", "Буч", "Круиз" и другие.

В конце программы выступали священнослужители, рассказывающие о христианских методах работы с наркоманами. В этих акциях принимал участие один из ведущих специалистов по реабилитации наркоманов из Ивановской области игумен Макариево-Решемского монастыря Евмений (Перистый).

Однако одного просвещения недостаточно, многие из наркоманов хотят вернуться к жизни без наркотиков, но не знают, как это сделать или не находят в себе сил. Именно для этого существуют специальные центры социальной реабилитации наркозависимых. В основном они существуют при православных приходах и протестантских общинах. Как правило, центры располагаются в местности, удаленной от больших городов, ведь всегда существует опасность того, что наркоман сбежит или поддастся желанию приобрести наркотики.

В Русской Православной Церкви наиболее известным является Душепопечительский центр иеромонаха Анатолия (Берестова), расположенный на Крутицком подворье в Москве. Филиалы этого центра есть по всей России.

Среди протестантов большим авторитетом пользуется центр социальной реабилитации для наркозависимых и алкоголиков "Новая Жизнь", который возглавляет Сергей Матевосян. Начиная с 1995 года курс реабилитации в центре прошли более 700 человек, из которых около 400 полностью освободились от всякой зависимости.

И в православных, и в протестантских центрах в той или иной степени сочетаются трудотерапия, беседы о последствиях принятия наркотиков, а также пастырские наставления, Закон Божий или библейские занятия.

По поводу того, как надо проводить работу с наркозависимыми, у каждого специалиста существует свое мнение. Например, директор проекта "Поезд в будущее", продюсер культурно-просветительского фонда "Новое христианское творчество" Дмитрий Арсеньев полагает, что изучение основ Закона Божьего не может быть первым шагом к сердцу наркомана. Подвигнуть бывшего наркомана стать частью Церкви может только личный, выстраданный пример того верующего, который помогает ему исцелиться.

Но порядок в христианских реабилитационных центрах столь же многообразен, как и характеры их руководителей. В одних центрах реабилитация является прямой дорогой в Церковь, а в других дает только необходимую мотивацию для того, чтобы бывший наркоман вновь не переступал опасную черту.

Так, в рамках протестантского служения "Исход", включающего в себя около 20 центров в Черноземье и на Юге России (глава - Сергей Ощепков), деятельность Церквей и центров по реабилитации осуществляется параллельно друг другу. Вначале наркоманы должны доказать свое желание покончить с наркотиками, это, как правило, занимает около полугода. На втором этапе бывшие наркоманы служат в центре: читают Библию, начинают свободно выходить на улицу. Затем они постепенно входят в церковную жизнь, участвуют в богослужениях и становятся лидерами библейских групп в Церкви. Оппоненты Сергея Ощепкова в протестантской среде критикуют его методику за то, что он делает членами Церкви людей неподготовленных и пришедших из "греховного мира".

Методы постепенного выведения наркоманов из состояния зависимости в подобных центрах религиозно обоснованы. В их основе лежит не столько миссионерский порыв, сколько убеждение в том, что верующие лечат совсем не болезнь. В представлении православных сначала необходимо исцелить душу человека, а потом уже телесные болезни. По мнению иеромонаха Анатолия, "наркомания излечима, но при двух обязательных условиях: желании наркомана покончить с болезнью и принять Бога".

Протестантские лидеры уверены в том, что они искореняют пороки наркомана и таким образом избавляют его от последствий первородного греха. В центрах, организованных евангельскими Церквами, обращение в веру и избавление от грехов обычно совпадают и ведут к освобождению от наркозависимости. В красноярской миссии "Доверие и триумф", как и во многих других подобных миссиях и центрах, многие наркоманы исцелялись без лекарств и "ломки", часто во время совместной молитвы. Православные также полагают, что именно обращение к вере приводит к необратимому отказу от наркотиков даже среди тех, кто употреблял их многие годы.

Социальная роль христианских общин, безусловно, состоит в том, что священнослужители и миряне различных конфессий заставляют определенную часть молодого поколения одуматься и отказаться от наркотиков. Те же, кто "сел на иглу", получают возможность начать жить заново.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
697
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
913
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
751
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
612

Другие новости