0
1693
Газета Общество Интернет-версия

19.10.2005 00:00:00

Несостоявшаяся сенсация

Тэги: модернизация, библия, истинность, католик


В начале октября Конференции католических епископов Англии, Уэльса и Шотландии выпустили новый вероучительный документ, посвященный проблемам изучения и интерпретации Библии в современном мире. Документ под названием "Дар Писания" летом текущего года был представлен Папе Римскому Бенедикту XVI и получил одобрение Святого Престола.

Для Католической Церкви в любой стране издание подобных документов является, по большому счету, обычной практикой. Однако преамбула к "Дару Писания", написанная архиепископом Вестминстерским, кардиналом Кормаком Мерфи-О"Коннором и архиепископом Эдинбургским, кардиналом Китом О"Брайеном, вызвала широкий резонанс в британской прессе. Внимание журналистов особенно привлекли слова иерархов о том, что "от Писания нельзя требовать научной или исторической точности". Рядом печатных СМИ это заявление было воспринято как сенсация, и на страницах таких изданий, как "Times" и "The Scotsman", появились громкие заголовки: "Католическая Церковь перестает верить в Библию", "Католическая Церковь не верит в то, что Библия истинна".

Безусловно, "Дар Писания" свидетельствует об определенной модернизации католического учения, но сенсацией такую модернизацию назвать нельзя. Во-первых, слова о том, что католические епископы Великобритании "перестали верить в истину Библии" - явное преувеличение: авторы "Дара Писания" подчеркивают, что слова Библии "указывают надежный путь, путь древний, но в то же время новый". Символической интерпретации, по их мнению, следует подвергнуть некоторые библейские пассажи о сотворении мира и человека, Земном Рае, а также апокалиптические образы из Откровения Иоанна Богослова. В свою очередь, такие догматические положения, как "непорочное зачатие" или "воскресение Христа", по словам авторов документа, нуждаются в буквальной трактовке.

Во-вторых, "сенсация" британских журналистов, что называется, запоздала на четыре десятилетия. В 1965 году, по итогам II Ватиканского Собора, Папа Римский Павел VI выпустил Догматическую Конституцию "Dei Verbum" ("Слово Божие"). В ней, в частности, говорилось, что при интерпретации отдельных библейских текстов следует учитывать исторические и культурные условия, в которых эти тексты создавались, и "способы восприятия", бытовавшие в те времена. Текст "Дара Писания", издание которого как раз приурочено к юбилею "Dei Verbum", на самом деле лишь развивает положения II Ватиканского Собора.

Один из разработчиков текста "Дара Писания" священник Адриан Грэффи подтвердил "НГР" преемственность нового вероучительного документа Католической Церкви в Великобритании по отношению к "Dei verbum". По его словам, Библия - это "Слово Бога на языке человека", а ожидать от человека совершенно точного выражения истины нельзя. Грэффи, в частности, считает первые главы Книги Бытия религиозным учением, а не исторической хроникой.

По мнению журналистки "Times" Рут Гледхилл, буквальное прочтение первых глав Книги Бытия, содержащих "различные повествования о сотворении человека", невозможно и предложение британских епископов интерпретировать эти пассажи символически, без сомнения, "прогрессивно". В этом плане, по мнению Гледхилл и ее коллеги из газеты "The Scotsman" Стивена Макгинти, "Дар Писания" является актуальным документом, своего рода репликой на проекты реформ образования, выдвигаемые рядом христианских организаций, в частности в США. Авторы этих проектов предлагают ввести в программу естествознания в светских учебных заведениях преподавание библейской истории возникновения мира и человека наряду с преподаванием дарвиновской теории эволюции.

В тех же Соединенных Штатах сторонниками введения подобного двойного образовательного стандарта, как правило, выступают представители протестантских деноминаций, негативно воспринимающих теорию Дарвина. Католическая Церковь же в своем отношении к дарвинизму определилась еще в 1950 году. В энциклике "Humani generis" Папы Пия XII говорится о том, что Церковь "не запрещает, чтобы учение об эволюции было предметом поисков и обсуждений со стороны ученых". Теория эволюции, с точки зрения Католической Церкви, затрагивает вопрос о "происхождении тела человека из уже существующей материи" и не имеет отношения к человеческой душе. Таким образом, дарвинизм как "наука о материи" не противоречит католическим догматам.

Символическое толкование текстов Библии, предложенное британскими епископами, по большому счету не является новшеством. Еще в Средние века так называемый аллегорический подход к интерпретации Священного Писания Католическая Церковь признавала легитимным наряду с "буквальным" подходом. То, что вопрос о возможности символической интерпретации становится актуальным в XXI веке, - следствие распространения переводов Библии среди католиков-мирян. В то же время сама идея не является революционной.

В преамбуле к "Дару Писания" британские архиепископы предупреждают об опасности фундаментализма при интерпретации библейских текстов. Речь, в частности, идет о механическом перенесении слов иудеев из Евангелия от Матфея - "Кровь Его будет на нас и на детях наших" - на современные отношения между христианами и иудеями. Авторы "Дара Писания" подчеркивают, что все высказывания против евреев в Новом Завете следует воспринимать в контексте той эпохи, в которую создавался конкретный текст.

Это заявление католических иерархов Великобритании полностью соответствует духу II Ватиканского Собора и современному учению Католической Церкви о межрелигиозном диалоге. Папа Павел VI в Декларации "Nostra aetate" (1965 г.) выступил с однозначным осуждением антисемитизма и выразил сожаление в связи с гонениями, которым католики подвергали евреев в предшествующие столетия. Тем не менее британская пресса и это предостережение архиепископов склонна рассматривать в сенсационном ключе, как будто гонения продолжались до недавнего времени.

Любопытно, почему журналисты авторитетных британских изданий фактически игнорируют реальные изменения в католическом вероучении, происходившие на протяжении XX века? Почему они полагают, что "Дар Писания" - это сенсационный документ?

По всей видимости, большое влияние на отношение светской прессы к Католической Церкви оказал достаточно консервативный понтификат Иоанна Павла II. Несмотря на бесконечные заверения покойного Понтифика о приверженности программе II Ватиканского Собора, в действительности никакого движения вперед по сравнению с 1960-ми годами в католицизме не происходило. Более того, в некоторых аспектах церковной жизни был даже сделан шаг назад, например, в деле управления Церковью, где имели место фактическая централизация власти и умаление роли национальных епископских Конференций. Кроме того, Католическая Церковь не проявила должной гибкости в столкновении с серьезными социальными проблемами, прежде всего с проблемой СПИДа.

Все это привело к тому, что образ католицизма, переживавшего в XX столетии период обновления, остался далеко в прошлом, а на смену ему пришел образ католицизма ретроградного и несовременного. Именно поэтому сегодня заявления католических иерархов, уже звучавшие 40 лет назад, вновь рассматриваются как революционные.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
430
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
542
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
454
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
374

Другие новости