0
1666
Газета Печатная версия

25.11.2019 17:40:00

Человек состоит из метрик

Ода тем, кто находит вкус вина и хлеба в измерении этих продуктов

Вячеслав Вольчик

Об авторе: Вячеслав Витальевич Вольчик – профессор Южного федерального университета (Ростов‑на‑Дону).<br>

Тэги: общество, социология, рейтинг, метрика


общество, социология, рейтинг, метрика Единый государственный экзамен – это единство в том, чтобы  правильно на все ответить и радостно все это забыть.Фото РИА Новости

Для того чтобы принимать всевозможные решения, нам необходимо ориентироваться в нашем сложном мире. Поэтому мы используем множество приемов, о которых в повседневной жизни даже не задумываемся. Одним из таких приемов для координации нашей разнообразной деятельности являются количественные оценки.

Каждый день мы сталкиваемся с множеством количественных оценок, или метрик. Для российского читателя слово «метрика» непривычно и даже имеет несколько иные коннотации. Но победное шествие понятия «метрика» наконец добралось и до русского языка. Если говорить сложно, метрики – это количественные оценки, используемые для целеполагания, контроля, сопоставления и выбора в отношении индивида, организации, события и процесса. Если просто, метрики – это любые количественные оценки, которые используют люди в своих взаимодействиях.

Показатели, индексы, рейтинги стали такой привычной стороной нашей жизни, что часто мы не обращаем на них внимания. Они существуют почти как хорошо знакомый пейзаж за окном или смена дня и ночи. Но метрики не нейтральны к нашей жизни. Более того, они формируют нашу жизнь, в одних случаях облегчая ее, а в других усложняя или даже делая невыносимой.

9-14-2350.jpg
«А говорили, что эта штука с мотором...» 
Фото Reuters
Метрики используются в частной жизни, например, при выборе, какой фильм посмотреть на выходных; в бизнесе – при принятии решений для инвестиций; а также в государственном управлении – как показатели, по которым оценивается эффективность государственных программ.

Мы живем в цифровой век. Те возможности, которые дают нам технологии, позволят увеличить производительность труда и благосостояние общества. Но технологическое развитие, к сожалению, не всегда сопровождается ростом нашего понимания того, как происходит координация в экономике и социуме.

Если представить себя смотрящим вокруг через очки с фильтром, пропускающим только всяческие измерения, индексы и показатели, то что мы увидим?

А то, что каждый человек рядом с нами и имеющий смартфон будет окутан десятками метрик от количества пройденных за день шагов до статистики о числе прочитанных страниц. Все организации предстанут в виде причудливого облака из KPI, финансовых и иных многочисленных метрик. Государственные учреждения можно будет увидеть как огромные сферы, прогибающиеся от огромного числа целевых показателей и бесконечной отчетности, которая, как черная дыра, поглощает рабочее время сотрудников.

Очень важно понимать различную природу метрик, от которой зависят возможности и ограничения для их успешного применения. Надо помнить, что измерения и оценки могут относиться к физическому миру и миру социальному. С физическим миром все более‑менее понятно (хотя, конечно, не просто). А вот с социальным миром и использованием метрик в нем, начиная от индивидуальных и заканчивая национальными и международными, возникают большие проблемы.

На чьей стороне объективность

Социальные метрики можно разделить на те, которые органично выбираются и используются индивидами (или организациями) добровольно, и те, которые специально создаются государственными (корпоративными) органами для функций планирования, управления и контроля. Оба этих класса количественных оценок бурно развиваются в современном мире. Первые метрики условно можно назвать низовыми, а вторые – вертикальными.

Вертикальные метрики – очень важный инструмент планирования и контроля. Но вместе с тем использование этого инструмента имеет значительные ограничения. Проблема в том, что создаваемые показатели и иные количественные оценки относительно социальных явлений редко носят объективный характер. При разработке показателей трудно, а чаще всего невозможно объективно оценить параметры будущих процессов. Основным препятствием здесь становится фундаментальная неопределенность – то есть ситуация, когда еще не создана необходимая информация. Эта информация появится только в будущем, но само будущее может быть искажено создаваемыми сейчас показателями.

В коммерческом секторе метрики легко становятся товаром – их использование связано с получением прибыли при разработке и продвижении разнообразной продукции. А вот вертикальные метрики, которые используются различными государственными органами, также влияют на распределение доходов и финансовых потоков, но в рамках бюрократических и административных процедур.

Часто приходится слышать от чиновников: «Мы хотим объективной оценки!» И кто же будет спорить, объективные оценки всегда полезны, если они используются по назначению и, самое главное, оценивают то, что можно оценить, не искажая сам оцениваемый процесс. Иногда стоит задаваться вопросом: насколько объективны объективные данные? При создании любого социального показателя в игру вступают индивидуальные и коллективные интересы разработчиков. И под маркой объективных данных эти интересы превращаются в планы и метрики. Поэтому на практике происходит так: вначале создаются показатели, которые отражают баланс тех или иных интересов, а потом эти количественные индикаторы изменяют социальную реальность. Последствия таких изменений могут приводить к непредсказуемым и негативным результатам.

В социальных науках хорошо известен закон Кэмпбелла. Согласно этому закону, чем больше количественные показатели используются для целей социальной политики, тем больше они подвергаются искажению и тем больше искажают социальные процессы, которые регулируют.

Что можно и что нельзя

Совершенно неправильно выступать против любых метрик. Вопрос в том, где и как можно применять метрики, а где нельзя. Обычному человеку свойственно планировать повседневную жизнь, и здесь метрики необходимы и полезны. Проблемы возникают, когда мы пытаемся использовать их за пределами индивидуально доступной информации и личной ответственности. И чем больше объемы информации, планируемых процессов и распределенной ответственности, тем сложнее использовать показатели для организации социальных процессов (экономические процессы здесь просто частный случай).

Хотя каждый помнит выражение «хочешь рассмешить бога, расскажи ему о своих планах». Оно возникло не случайно. У него два основания: психологическое и социальное. Психологическое связано с потерей мотивации, когда человек, высказав намерение, бессознательно испытывает преждевременное чувство завершенности. А социальное – с адаптивным характером человеческого поведения: огласив свои намерения, вы еще до наступления события можете столкнуться с реакцией вашего социального окружения.

Наша возможность планировать значительно ограничена даже на индивидуальном уровне. Но только на индивидуальном уровне планирование может быть успешным и однозначно оправданным. Переходя с индивидуального уровня на коллективный, мы сталкиваемся с насилием по отношению к другим планам, с взаимной адаптацией и сопротивлением индивидов и групп, с недостатком информации и ростом неопределенности.

Кто за что отвечает

Еще один важный вопрос, возникающий при коллективном и государственном планировании, – это вопрос об ответственности за принятые решения. Мы можем эффективно внедрять различные метрики только тогда, когда существуют понятные и значимые связи между принятием решения и ответственностью за его реализацию. Очень легко придумать показатель, при выполнении которого действует закон Ходжи Насреддина относительно последствий его достижения. Например, мы придумали для общественного сектора показатель, оценивающий эффективность как сокращение средних издержек на оказание тех или иных услуг. В краткосрочном периоде этот показатель выполнить легко путем сокращений персонала и увеличения нагрузки оставшегося. Но в среднесрочной перспективе такие сокращения приведут к деформации и разрушению производственных процессов. Более загруженные работники не смогут должным образом сохранять (не говоря уже о повышении) профессиональную квалификацию, что приведет к безусловному снижению качества. Но к тому времени лица, задумавшие и внедрившие этот показатель, уже будут на другой работе.

Главные аргументы сторонников метрик: их использование позволяет эффективно управлять, и они способствуют объективной оценке результативности любой деятельности. Но даже когда объективное планирование и оценка сильно затруднены недостатком информации и адаптивным поведением, метрики продолжают использоваться хотя бы потому, что с их помощью проще управлять. Даже в том случае если выполнение показателя связано с эффектом беговой дорожки, когда усилий затрачивается много, а продвижения вперед нет.

С вертикальными метриками, значительно ухудшающими качество социально значимых услуг, мы сталкиваемся в сферах здравоохранения, правоохранительной, образования – как среднего, так и высшего, культуры, но едва ограничиваясь ими.

Почему рост достижений снижает качество

С помощью одного из видов метрик – целевых показателей можно планировать и стимулировать повышение эффективности. Стремление к эффективности – очень важный мотив. Но эффективность бывает разная. Например, в современной экономической теории существует более 20 подходов к ее определению. Важно понимать, что эффективность по отношению к индивиду, организации, рынку, государству, обществу – это разные вещи. Проблеме управления, основанного на показателях, посвящено много научной и популярной литературы. Никто не будет спорить, что такое управление в определенных случаях бывает эффективным, но важно понимать ограничения и негативные последствия от его применения.

С помощью показателей можно экономить на самой формулировке целей и способов достижения эффективных результатов. Для этого используется элегантная формула, знакомая еще с советских времен: догнать и перегнать. Следуя подобной логике, берется какой‑нибудь социально‑экономический показатель и ставится цель в определенный временной интервал его достигнуть. Советский опыт работы на показатель дает богатую пищу для размышлений. А современный опыт достижения целевых индикаторов говорит о том, что фундаментальные экономические закономерности не изменились. Мы постоянно сталкиваемся с новостями, что достижения показателей в медицине, здравоохранении или культуре приводят к снижению качества общественных благ, диспропорциям в обеспеченности этими благами разных регионов и социальных групп и другим негативным последствиям.

Долгое время средний балл ЕГЭ использовался для оценки эффективности работы школ и даже был одним из показателей оценки глав регионов. Применение ЕГЭ как ключевой метрики эффективности привело к значительной концентрации усилий в школах по натаскиванию учеников по предметам ЕГЭ в ущерб всем остальным предметам. Фактически это привело к тому, что в современной школе выпускник зачастую имеет крайне низкий уровень знаний по предметам, по которым он не сдает ЕГЭ.

Другим примером негативного использования метрик может служить показатель средней заработной платы для социально значимых профессий. Руководители учреждений для достижения такого показателя вынуждены переводить работников на доли ставки, чтобы заработная плата на одну ставку соответствовала целевому показателю.

Например, в медицине финансирование учреждений зависит от выполнения норматива по количеству дней пребывания в стационаре на том или ином основании. Если норматив 10 дней, учреждение не может ни сократить (больше чем на 10%), ни увеличить время пребывания больного в стационаре независимо от его состояния здоровья. Фактически подгонка любой деятельности под показатель в общественном секторе приводит к разрушению основ той или иной профессии и неуклонно снижает качество предоставляемых услуг.

Как измерить честь и совесть полицейского

Количественные показатели широко распространены в оценке деятельности правоохранительных органов. Причем пресловутая палочная система в полиции широко распространена во многих развитых странах и связана с негативными эффектами, о которых периодически пишут средства массовой информации. Например, показатель раскрываемости преступлений приводит к тому, что полицейские вынуждены подстраиваться в своей деятельности под нужные цифры, избегая регистрации правонарушений, которые испортят статистику. К эффективности такая палочная система имеет очень опосредованное отношение, но она очень сильно искажает стимулы и разрушает производственные процессы, где необходимы профессионализм и доверие к профессионалам.

Метрики формируют новые привычки. Например, многие знают о том, что в день человек должен пройти 10 тысяч шагов. Однако не существует внятных научных предпосылок и доказательств именно о таком показателе физической активности. Есть множество версий: от связи цифры 10 тысяч с названием японской фирмы, производящей шагомеры, до просто случайно выбранного красивого числа в ходе рекламной кампании. С помощью различных приспособлений, «умных» часов, смартфонов образуются огромные массивы данных о физической активности и предпочтениях миллионов людей. Такие данные могут быть хорошим источником для маркетинговых и научных исследований. Но самое важное, что подобные показатели, связанные с физической активностью, формируют наши предпочтения. Поэтому произвольно созданные метрики в современном цифровом обществе, очень быстро распространяясь, изменяют наш образ жизни.

Использование показателей в социальной жизни делает их привлекательным товаром. Метрики не только выходят на рынок, они становятся связанными с рыночными ценностями и тенденциями товаризации социальных отношений. Концентрация количественных данных о человеческих действиях у немногих цифровых гигантов может приводить в будущем к опасным попыткам манипуляции через создание и навязывание новых показателей. Вполне вероятно, что с помощью метрик Большой брат будет не только все знать о нас с вами, но и формировать индивидуальные цели, о которых мы наивно будем думать, что это наш собственный выбор.

Есть анекдот о молодом сотруднике, который после окончания университета за пять лет сменил десять руководящих должностей в различных сферах деятельности от сельского хозяйства до театра. Его спрашивают: «Не тяжело ли все время переквалифицироваться с одного вида деятельности на другой?» И он, ничуть не смутившись, отвечает: «Работать легко, потому что везде работа одинаковая. Надо только целевых показателей достигнуть и вовремя отчитаться».

Действительно, работа, основанная на достижении спущенных сверху показателей, упрощает управленческие процессы. Особенно когда метрики формируются по принципу «догнать и перегнать конкурентов». И когда вы сталкиваетесь с тем, что за вас уже посчитали и определили ваши предпочтения и интересы, еще раз задумайтесь о целевых показателях и их влиянии на вашу жизнь, жизнь ваших близких и всего общества.

Проблема метрик и показателей все больше привлекает внимание ученых в социальных науках. Выходит много книг о количественных оценках и их влиянии на социум и, что особенно замечательно, такие книги стали выходить на русском языке. Чтобы их найти, можно воспользоваться поисковиками, тематическими сайтами и метриками. Но это будут полезные и хорошие метрики, потому что они связаны с вашим индивидуальным выбором, ответственностью и платежеспособностью. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Региональная политика 9-12 декабря в зеркале Telegram

Региональная политика 9-12 декабря в зеркале Telegram

0
1320
И котики кровавые в глазах…

И котики кровавые в глазах…

Андрей Ваганов

Национальное домашнее животное как средство народной психотерапии

0
1330
Региональная политика 2-5 декабря в зеркале Telegram

Региональная политика 2-5 декабря в зеркале Telegram

0
1119
Московская школа вышла на лидирующие позиции в мире

Московская школа вышла на лидирующие позиции в мире

Галина Грачева

В рейтинге международной программы PISA столица РФ – в числе лучших

0
1321

Другие новости

Загрузка...
24smi.org