0
2948
Газета Стиль жизни Интернет-версия

06.08.2004 00:00:00

Несколько слов от нас, циркачей...

Тэги: ардов, литфонд


ардов, литфонд От смешного до очень смешного – полшага.
Фото Дениса Тамаровского (НГ-фото)

После войны в доме Ардовых некоторое время служила домработница по имени Маруся Котикова, которая рассказывала о себе такую историю. В молодые годы она познакомилась с неким юношей, и они стали встречаться. Во время одной из прогулок кавалер осведомился у нее: «Маруся, а как ваша фамилия?» – «Котикова», – сказала она. «Быть не может!» – вскричал молодой человек и всплеснул руками. «Фамилия как фамилия... Почему вы так удивились?» – спросила Маруся. «Дело в том, что моя фамилия – Кошечкин...»

***

В 1950-х годах разразился скандал в Московской консерватории: несколько преподавателей были уличены в гомосексуализме. Открытое партийное собрание проводил тогдашний министр культуры Н.А. Михайлов. В своей обличительной речи он, в частности, сказал: «Эти мерзкие люди занимались своими гнусными делами здесь, в стенах консерватории, носящей святое имя Петра Ильича Чайковского».

В зале раздался хохот. Михайлов опешил – он никак не мог понять причину подобной реакции... Тут к министру приблизился референт и шепотом дал соответствующее разъяснение.

***

Ардов рассказывал: «Однажды Евгений Петров пошутил по моему адресу. Я был у него в гостях и позволил себе за столом весьма рискованную шутку. И тогда хозяин заметил: «Витя, если бы вы сказали такое на обеде у леди Голифакс, то лорд Голифакс уронил бы монокль в борщ...»

***

Илья Ильф говорил: «Я открыл такую закономерность. Если журналисты стоят в редакционном коридоре, курят и беседуют на приличную тему, никаких женщин никогда рядом не бывает. Но стоит кому-нибудь сказать хоть одно непристойное слово, мимо непременно пробегает какая-нибудь машинисточка или секретарша... Если выразиться покрепче, тут уже появится женщина посолидней...» «А когда я, – говорил Ильф, – в коридоре газеты «Труд» разразился длиннейшим матерным монологом, открылась дверь и передо мной появилась руководительница международного женского движения Клара Цеткин».

И Ардов подтверждал, что такой факт был.

***

Ильф и Петров были в Вене. Там их возили по городу и показывали достопримечательности. В частности – продемонстрировали один из дворцов и объяснили: «Это особняк Ротшильда».

Петров, привыкший к реальностям послереволюционной России, спросил: «А что здесь теперь?»

«Как что? – удивились австрийцы. – Здесь живет Ротшильд».

***

Известный писатель А.С. Новиков-Прибой имел внешность самую заурядную. Он сам о себе рассказывал такое. По какому-то случаю ему пришлось стоять неподалеку от входа в метро на площади Маяковского. Мимо проходил высокий, грузный человек с портфелем. По виду – советский директор. Заметив Новикова-Прибоя, он оживился и сказал: «Здорово». – «Здравствуйте», – отвечал писатель. «Ну как ты? Все там же?» – «Все там же», – подтвердил литератор.

«Надо, надо зайти к тебе попариться», – мечтательно произнес незнакомец.

***

Арго автор забавного афоризма: «Шекспир это – не Шекспир, а его однофамилец». (Сообщено В.А. Успенским.)

***

Нечто подобное говорила Ахматова: «Ну, теперь уже доказано: никакого Гомера не было, все это не так. «Илиаду» и «Одиссею» написал совершенно другой старик, тоже слепой...»

***

В Переделкине, в писательском поселке, долгие годы трудился водопроводчик по имени Иван. Был он притом горький пьяница. Один из литераторов был свидетелем такой сцены: Иван брел по поселку, едва передвигая ноги, его поддерживала жена и на ходу выговаривала: «Ты, Ваня, живешь, как писатель, – ни о чем не думаешь!..» (Рассказ А.П. Нилина.)

***

Беглый турок – поэт Назым Хикмет также имел дачу в Переделкине. Однажды заболел его шофер, а ему надо было срочно ехать в Москву. И вот Хикмету пришлось одолжить водителя у какого-то собрата по перу. По дороге в город машину остановил милиционер и оштрафовал шофера. Дальше водитель ехал в мрачном настроении, и Хикмет решил вступить с ним в разговор: «Мне кажется, вы ничего не нарушили...» – «Конечно нет», – подтвердил шофер. «Надо было объяснить это милиционеру...» – «Объяснишь им, – в сердцах сказал водитель. – Разве ж это – люди?.. Это ж – турки!..»

***

В Литфонде существует сотрудник, который устраивает похороны московских писателей. В этой должности долгие годы состоял Арий Давыдович Ротницкий. Дело свое он знал туго. Мой приятель Евгений Чуковский, внук Корнея Ивановича, вспоминал, как Ротницкий при встрече с его дедом всякий раз измерял взглядом фигуру писателя, мысленно прикидывал, какого размера понадобится гроб.

***

Когда Ротницкого видел Фадеев, он всегда говорил одну и ту же фразу: «Арий Давыдович, долго еще будешь писателей хоронить?» – «А вот вас, Александр Александрович, похороню, тогда уйду на пенсию», – отвечал тот. Надо сказать, слова своего Арий Давыдович не сдержал. После похорон Фадеева он еще долгое время состоял в свой траурной должности. Но в конце концов весьма преклонный возраст заставил Ротницкого удалиться на покой. В Литфонде ему загодя нашли замену, это был некий Лев Качер.

И вот писатели устроили Ротницкому торжественные проводы. Присутствовавший там драматург Андрей Васильевич Успенский рассказывал, что во время застолья раздавались голоса: «Арий Давыдович, на кого же вы нас покидаете? Кто же нас теперь хоронить будет?»

Ротницкий отвечал: «Мне, конечно, жалко уходить... Я уже к этому делу привык... Но что поделаешь – здоровье, годы... Вот уже есть человек, – тут он указал на Качера, – который займет мое место...» – «Арий Давыдович, – говорят ему, – мы ничего не имеем против вашего преемника... Но одно дело – вы, а другое – он...» – «Ничего, ничего, – произнес Ротницкий. – В нашем деле так: увлечется – будет работать!»

***

В 1930-х годах умер некто Вельбушевич, композитор, который писал легкую музыку. Ему устроили советские похороны с так называемой гражданской панихидой. С речами выступали коллеги, эстрадные артисты, а от работников цирка слово сказать поручили клоуну по фамилии Гарин. Тот стал отнекиваться: «Да я говорить не умею...» – «Ничего, ничего, – настаивало начальство, – несколько слов от нас, циркачей, надо сказать. Это – общественное поручение».

Словом, уговорили. Гарин перед похоронами очень волновался и для храбрости хватил стакан коньяку. И вот распорядитель дал ему слово. Клоун подошел к гробу и сказал: «Вот перед нами лежит наш замечательный композитор товарищ Вельбушевич... А ведь мог бы еще жить, мог бы радовать нас своей музыкой... Вот, говорят, попугай живет триста лет... А на хер он кому нужен, попугай?..» После этих слов в помещении остались лишь гроб и оратор – все прочие участники траурной церемонии выбежали, давясь от смеха.

***

На похоронах кинорежиссера Васильева министр С.В. Кафтанов начал свою надгробную речь такими словами: «Пользуюсь случаем, чтобы...» (Расcказ В.Ардова.)


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
882
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1188
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
928
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
763

Другие новости