0
4475
Газета Стиль жизни Интернет-версия

14.03.2005 00:00:00

Липоване за Дунаем

Тэги: румыния, старообрядцы, липоване


румыния, старообрядцы, липоване Село Слава Руса, уезд Тулча. Липоване отмечают Рождество Христово.
Фото из архива автора

В новоизбранном румынском парламенте группа из 18 депутатов представляет такое же количество национальных меньшинств Румынии (кроме венгров, у которых своя парламентская партия). Эти депутаты как никогда оказались востребованными при формирования парламентского большинства и склонились в сторону бывшей оппозиции – альянса либералов и демократов, которые с конца прошлого года правят страной вместе с новым президентом Траяном Бэсеску.

Мирон Игнат представляет в парламенте Общину русских-липован Румынии (ОРЛР), или старообрядцев. По официальной статистике, община насчитывает 37 тысяч человек. А согласно церковным книгам самих липован – около 100 тысяч. Живут они компактно, в основном в селах, прилегающих к дельте Дуная и на севере, на Буковине: Русская Слава, Журиловка, Соколинцы, Мануиловка, Камень, Сарикёй┘ Но немало их и в больших городах: Тульче, Констанце, Бухаресте.

Липованами зовутся по селу Липова на Буковине, а может, потому, что когда-то часть из них, поповцы, последовали за митрополитом Филиппом («филиппоне» – «липоване»). При царизме их преследовали, потому они и бежали сюда, на край Оттоманской и Австрийской империй, притеснял и режим фашистского диктатора Антонеску, считая их пятой колонной большевиков. А когда в 1944 году пришла Красная Армия, то, услышав русскую речь, записала их чуть ли не во власовцев и белогвардейцев. Советская власть их не очень-то привечала┘

Эта изолированность способствовала тому, что липоване стремились не столько отстаивать свои права, как другие нацменьшинства, сколько как можно лучше интегрироваться в румынскую среду. Так, родители никогда не хотели, чтобы у их детей были русские школы. Этим пользовались: при переписях населения липован убеждали записываться румынами, потому и такие расхождения статистики с жизнью. Все это, конечно, не способствовало сохранению традиций и родного языка. Ситуация изменилась после декабрьской революции 1989 года, когда они создали свою общину.

Мирон Игнат избирается депутатом уже второй срок подряд. В прошлом году он впервые возглавил и общину. Ему 63 года. Родился в русском селе Гиндэрешти (Новенькое) на Дунае, окончил Экономическую академию в Бухаресте, специализировался в банковском деле, занимал руководящие должности в этой сфере и даже был председателем Народного банка в Тульче.

«Община собрала нас воедино, – говорит Мирон Игнат. – Мы стали передавать друг другу песни и традиции. В городке Рэдэуци, на севере, создали музей нашего старообрядчества. Там есть старые книги, образцы старой одежды, домашняя утварь, сундуки, лавки, сиделки┘ Добились возвращения селам старых русских названий, которые были переделаны на румынский лад при Чаушеску. Помогли церквям: в некоторых деревнях построили новые, в других – отремонтировали старые. Восстановили памятник героям Рязанского полка, погибшим при форсировании Дуная, под Мэчином, в самом начале Русско-турецкой войны 1877–1878 годов». Липоване хотят поставить еще два памятника – в честь первых переселенцев, один на юге Румынии, а другой на севере.

Община издает на русском языке газету «Зори» и журнал «Китеж-град» – каждое издание по пять тысяч экземпляров. В них пишут и о проблемах липован, и о России. В последние годы удалось издать и немало книг. В этом году намечено издать 12 книг: церковный календарь, сборник «Как смотрели румыны на русских прежде», «Краткую энциклопедию русских писателей», включая писателей-староверов, альбом о липованских селах, об убранстве их домов и традициях.

В отличие от других общин – греков, евреев, армян, поляков, сербов – липоване оказались без недвижимости. По закону о возвращении собственности сейчас все возвращают себе здания, постройки, а у липован такой собственности, особенно в городах, не было. Поэтому приходится выбивать у правительства дополнительные средства на приобретение или постройку зданий. Сейчас общине выделяют 13,5 миллиарда лей в год, что равно примерно 450 тысячам долларов.

Одна из главных проблем для липован – сохранение родного языка. Одних лишь книг недостаточно. А проблема с российским телевидением начала решаться лишь в последнее время. Липованам долго приходилось забрасывать письмами посольство и «Останкино». Говорят, что турецкой общине хватило одного письма от правительства Турции, чтобы начать получать программы турецкого телевидения.

«Для сохранения русского языка нужно, чтобы у наших детей была мотивация изучать его. – говорит Мирон. – Ребенок изучает русский язык в детском саду один раз в неделю. В начальной школе – 3–4 часа в неделю. Некоторые поступают в лицеи, но там русского почти нет. Необходимо, чтобы ребенок знал, что по окончании школы или института он будет работать в России или в российской фирме, действующей в Румынии. Пока такой уверенности нет».

Что касается социальных проблем, то главная из них – безработица. Традиционный промысел липован – рыболовство. Но возвращение капитализма и резкое сокращение рыбных запасов крепко ударило по их интересам. Выгоднее стало заниматься агротуризмом, особенно в дельте Дуная. Весной, летом и ранней осенью здесь большой спрос на жилье, особенно в хороших хозяйствах.

Многие выезжают на заработки за границу. По официальным данным, за границей работают 2,5 миллиона румын. Среди них доля липованского населения – примерно 20–25%. Работают в основном в Италии и Испании. А почему липоване не подаются на работу на историческую родину? Оказывается, они не имеют представления о возможностях работы в России.

«Русское население в дельте в последние десять лет очень сократилось, – рассказывает Мирон. – Нет перспектив для молодежи. Вот, например, Свиштовка. После войны там было больше тысячи семей. Сейчас около 60, такая же картина в Периправе. Парни еще как-то приспосабливаются, ловят рыбу. А девушки? После окончания школы уезжают в лицеи в города, родители помогают, там они и остаются. Рождаемость падает. Раньше в семьях было по пять-шесть детей. А сейчас не более трех. Такие времена».

Бухарест


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1221
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
853
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
413
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
577

Другие новости