0
5166
Газета Стиль жизни Интернет-версия

14.10.2008 00:00:00

Московский менталитет

Тэги: москва, транспорт, дороги


москва, транспорт, дороги Мопеды и скутеры, которые давно прижились на узких улицах Европы, особенно в Италии и Испании, в Москве встречаются не так часто.
Фото Ольги Баумгертнер

Сегодня автомобиль, конечно, средство передвижения, а не роскошь. К этому банальному выводу я прихожу каждый раз, наблюдая из окна своей московской многоэтажки гигантскую, на многие километры спираль, которая медленно ползет к МКАД, и такую же встречную автомобильную змею. Правда, рост цен на бензин в последние месяцы несколько поубавил прыти у автомобилистов, но не прибавил машино-мест во дворах. Так что кое-кому пришлось парковаться на газонах с риском получить на борты своего «железного коня» нелестные отзывы местных защитников окружающей среды.

К своему удивлению, я часто начал встречать на московских улицах «бомбил», восседающих вместо традиционных «Жигулей» на┘ «Лексусах» и «Мерседесах». Однако больше всего меня поразила недавняя демонстрация автомобилистов против роста цен на бензин. Молодой сильный мужчина волок велосипед, держа над головой плакат, что, мол, ситуация с ценами на бензин вынудила его поставить на прикол любимый «Митсубиси» и пересесть на двухколесный педальный транспорт. «Здоровее будешь», – злорадно подумалось мне. И тут же в голове возникли доводы против. В Москве, не в пример Западной Европе, проезд в метро и на общественном транспорте с велосипедом, в отличие от лыж, почему-то запрещен. А специальных велосипедных дорожек на тротуарах вообще нет. И создавать их, как и велосипедные спецпарковки, в голову градоначальникам почему-то не приходит. Так что того и гляди «железные кони» сомнут тебя вместе с твоим двухколесным другом и растопчут. Дышать в Москве давно уже нечем, да и воровство велосипедов развито значительно больше, чем в Европе. Одним словом, езда на велосипеде по московским улицам здоровья вряд ли прибавит. Конечно, можно было бы плюнуть на экологию и пересесть, как итальянцы, на мопеды вместо автомобиля – все-таки выхлоп меньше. Глядишь, и воздух будет почище. Но пока мопед в Москве плохо приживается.

Однако эти выводы все же не примирили меня с несчастным владельцем «Митсубиси». Ведь существует же еще и общественный транспорт. Сам я в рабочие дни предпочитаю на своей сотне лошадиных сил доезжать до конечной станции метро, а затем уютно перемещаться в сторону центра. Мой опыт показал, что на метро я добераюсь от Ясенева до Чистых прудов за полчаса (ну, в крайнем случае, за сорок минут), а автопробка растягивает это удовольствие более чем на два часа. Так что выигрыш во времени очевиден. Но московский общественный транспорт предназначен в основном для молодых и здоровых людей. Пожилому человеку, а не дай бог инвалиду, с ним не совладать. Пандусы в метро и на улице встречаются редко, а лифты для подъема и спуска на платформы московской подземки (в общем-то, типичные для Европы) вообще исключение.

С точки зрения экологов, один из самых перспективных и экологичных видов общественного транспорта – трамвай. «По одной полосе трамвай провозит 25 тысяч пассажиров в час, развивает скорость до 100 километров в час, и главное – это единственный наземный вид транспорта, который может двигаться по уличной сети без пробок благодаря выделенному рельсовому полотну. Трамвай, предоставляя комфорт и скорость поездок почти на уровне метро, стоит в 3–10 раз дешевле», – рассказывает Александр Морозов, председатель общественного движения «Москвичи за трамвай». Все это так, но я много раз наблюдал, как и трамвай застревает в автопробках, поскольку владельцы автотранспорта не считаются с преимуществами трамвая, прописанными в правилах уличного движения.

Сирым и убогим остается только личный автотранспорт, хотя в автомашинах на московских улицах видишь, как правило, молодых и здоровых. Чтобы уловить закономерность, я, стоя как-то в пробке на Третьем кольце, отважился спросить девицу в соседней автомашине – зачем же она так мучается, сидя в жару в машине, к тому же без кондиционера. «А престижно», – услышал я в ответ. Другой водитель пояснил мне, что привык ездить с комфортом. Сидя в хорошей машине, без давки, слушая музыку или сводки биржевых курсов при включенном кондиционере – много ли надо автомобилисту. Вот и вся первопричина московских пробок. Она в московском менталитете. Правда, если верить прогнозам математиков, к 2010 году пробки станут в Москве хроническими, то есть все автомагистрали будут плотно закупорены на все 24 часа. Тогда в автомобиле можно будет вообще жить и работать. Вот только автотуалет пока не изобрели...

К слову, берлинцы в отличие от нас считают престижным жить в чистой, незагазованной атмосфере и пользоваться общественным транспортом, а не стоять в многочасовых пробках и не платить крупные суммы за городские парковки (к тому же они предпочитают парковаться по правилам, потому что нарушение дорого обходится в прямом и переносном смыслах – не только бьют по финансам штрафами, но и начисляют штрафные баллы).

Конечно, немецкие или итальянские мозги в головы москвичей не вложишь. Но, как правильно считает Всемирный фонд дикой природы (WWF), в решении проблемы должно принять участие общество. Однако призыв экологов время от времени отказываться от поездок на автомобиле и использовать общественный транспорт, велосипед, передвигаться пешком или при использовании автомобиля брать в дорогу попутчиков, кажется для наших условий существования пока несколько наивным и далеким от жизни. Поэтому не может не заслуживать внимания попытка привлечь общественность к проблемам, вызванным стремительным ростом числа автомобилей в городах, путем проведения так называемых Дней без машин с традиционными велопробегами их участников по улицам городов. Не мытьем, так катаньем.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Противники Пашиняна сплотились вокруг священника

Противники Пашиняна сплотились вокруг священника

Артур Аваков

В Ереване проходят самые масштабные за последние шесть лет протесты

0
835
Доверие к Путину вернулось на довыборный уровень

Доверие к Путину вернулось на довыборный уровень

Иван Родин

Социология дает сигнал, что наступает политический штиль

0
901
В губернаторы пока будет попадать не военная "элита СВО"

В губернаторы пока будет попадать не военная "элита СВО"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Принципы подбора региональных кадров видоизменяются незначительно

0
984
США берут под контроль гидроресурсы Центральной Азии

США берут под контроль гидроресурсы Центральной Азии

Виктория Панфилова

Запад вынуждает страны региона отказаться от сотрудничества с Россией

0
1699

Другие новости