0
1316
Газета Стиль жизни Интернет-версия

26.05.2009 00:00:00

Любовь к дальнему

Екатерина Алябьева

Об авторе: Екатерина Алябьева - журналист, социолог.

Тэги: социум, община, одиночество


социум, община, одиночество Возможность побыть одному для некоторых – непозволительная роскошь.
Пьер-Огюст Ренуар. Сидящая девушка (В раздумье). 1876-1877. Лондон, частное собрание

Полгода назад я переехала на Петроградскую сторону. Квартал – престижный и внешне благополучный: сплошь памятники архитектуры, прекрасные эркеры, огромные балконы, три ирландских паба в округе и масса разнообразных магазинов – от бутиков итальянского паркета до дешевых полуподвальчиков со скидкой на чебуреки. Во дворе дома – схема раздельного сбора мусора, соседи – редко попадаются на глаза. По субботам, бывает, играют на саксофоне, но в целом живут скромно и бесшумно. Одним словом – все ключевые признаки цивилизации, как я ее себе представляю. Живи как хочешь, со всеми удобствами, и не мешай другим: никто ни с кем не знакомится и ничего не требует. Хочешь – прояви гражданскую солидарность. Правильно разложи мусорные пакеты.

Район советов

Дипломированный социолог во мне возликовал: наконец я зажила по законам настоящего «общества». Общества современных, разумных людей, самостоятельных и терпимых к другим. Выросла я среди совсем других порядков – в рабочем общежитии семейного типа на окраине Петербурга. Понятия доброго соседства и соседского мнения для жителей нашего микрорайона были едва ли не основными категориями восприятия мира. Все знали всех и обладали настолько полной информацией о каждом, что любая девица, еще вчера сама узнавшая о своей беременности, назавтра по пути от дома до магазина уже отвечала на бесконечные расспросы, когда же ожидать ребенка. Синдром деревни, гетто или «общины», как говорят социологи. Приватной жизни – нет как таковой, и это для всех нормально. Почти для всех.

Подлинную силу общинной этики начинаешь понимать, только когда видишь, как она сталкивается с отклонениями. Самый яркий на моей памяти случай произошел с моей подружкой Людой. Тогда я впервые смогла по-настоящему критически взглянуть на наш простой общежитский миропорядок.

Люда встречалась с симпатичным мальчиком, познакомились на местной дискотеке. И вся округа, разумеется, была в курсе. Однажды домой к Люде пришла незнакомая женщина и сообщила Людиной маме, что никакого симпатичного мальчика нет. Что Людин бойфренд – это на самом деле девочка, которая непонятно в кого уродилась странная и теперь позорит семью, выдавая себя за мальчика. Мать Люды в панике обратилась за помощью к соседке – визита странной женщины уже было не скрыть, все равно пришлось бы как-то его объяснять. Соседка, посочувствовав беду, рассудила: незнакомка скорее всего сумасшедшая. Но все же – нужно проверить. Целая экспедиция соседей отправилась проверять, с кем же все это время встречалась Люда. Ломали дверь ванной комнаты. Заставили раздеться. Коллективно осматривали. Эту историю тем, кто не видел, рассказывали шепотом. Но – рассказывали.


Совсем не всегда хочется, чтобы в твоей жизни принимал участие весь мир.
С.Коровин. На миру. 1893 г. Государственная Третьяковская галерея

Людина семья перестала общаться со всеми соседями. Люде пришлось сменить школу и большинство подруг. Но самое любопытное, что сделала она это не с чувством отвращения к соседям. Она была не оскорблена. Она ненавидела себя за то, что «связалась с уродкой» и потому не может смотреть в глаза тем, кто об этом знает. В том году я уехала из родного района с мыслью никогда больше, ни при каких обстоятельствах не попасть жить в «общину».

С тех пор я видела разные примеры общинной жизни. Маленькие городки, этнические гетто, кварталы мигрантов из провинции в больших городах. Преодолев первое отторжение, рвотный рефлекс, я примирила себя с мыслью, что «общинные люди», конечно же, могут быть достойны уважения, что их принципы жизни не ущербны и не говорят о недостатке развития. Я воспитывала в себе толерантность. Толерантным быть очень легко, когда наблюдаешь со стороны.

Свои среди чужих

Через пару месяцев жизни на Петроградке я уже знала имена хозяев нескольких магазинчиков и кафе, близких к моему дому. Еще через какое-то время узнала имена их детей – семейный замкнутый бизнес. Армянские семьи, таджикские семьи, аварцы, а кого-то трудно определить. Эти прекрасные хозяйственные люди не стремились со мной знакомиться, просто, когда видишь их изо дня в день, поневоле узнаешь больше. Чьи-то дети учатся в петербургских школах. Чьи-то – не знают и двух слов по-русски. Четырехлетнему Камилю недавно купили велосипед. Так помимо «да» и «спасибо» он выучил слово «ехай» (в значении «езжай»).

Не учат детей русскому – их дело. Не меняют в чужом городе свои привычки – значит, нет мотивации. Мой этнографический интерес к их жизни и взрослые, и дети принимают равнодушно, примерно как неопасное чудачество. Они предельно терпимы – это очень легко, когда наблюдаешь со стороны.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
460
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
572
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
485
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
397

Другие новости