0
2459
Газета Стиль жизни Интернет-версия

15.07.2009 00:00:00

Камлание у Триумфальной арки

Дмитрий Никитин

Об авторе: Дмитрий Евгеньевич Никитин - этнограф, путешественник.

Тэги: корея, шаманизм, обряды


корея, шаманизм, обряды Корейский шаман дает представление в память о пожаре 10 февраля 2008 года, в результате которого сгорели Великие Южные ворота (Намдэмун) в Сеуле.
Фото Reuters

Корейцы гордятся независимостью своей страны – она далась им дорогой ценой. В 1896–1898 годы в Сеуле были воздвигнуты ворота, похожие на парижскую Триумфальную арку. Это было сделано в ознаменование создания Корейской империи и провозглашения независимости от Китая. Они были построены на месте старинных ворот Енунмун, через которые в город въезжали китайские послы, собиравшие дань.

Если перейти на противоположную сторону проспекта и свернуть на улочку, ведущую вверх, в горы, то вскоре путник увидит еще одну живописную арку, но уже в корейском стиле. Мы находимся в квартале Муакдон (Muak-Dong), где иностранцы почти не бывают. Здесь все свои, и таить древние обычаи не от кого.

Пройдя под аркой, продолжаем подъем в гору, и вскоре перед нашим взором предстает целый ансамбль буддийских храмов Куксадан (Kuksadang). Прилепившиеся к склону горы, они похожи на традиционные, богато украшенные корейские дома. В отличие от других мест традиционного паломничества буддистов здесь нужно держать ухо востро. Дело в том, что некоторые из храмов на самом деле являются шаманскими капищами.

Шаманизм с давнего времени был наряду с буддизмом и конфуцианством одной из трех главных религиозных систем Кореи. Словом «шаманизм» обозначается не какая-либо четкая религиозная система, а совокупность представлений о злых и добрых духах, которые могут оказывать человеку помощь, а могут, наоборот, причинять ему всякие пакости. Шаман, как считалось, был в состоянии добиться расположения духов. Подавляющее большинство шаманов в Корее были женщинами (мудан), и эта ситуация сохраняется до сих пор (хотя есть и шаманы-мужчины). До появления в Корее современной медицины шаманки занимались врачеванием, изгоняли злых духов из домов, совершали обряды, которые должны были обеспечить урожай или предотвратить засуху. Корейский шаманский обряд («кут»), включаюший в себя и танец, и ритуальное пение, строго следует традициям. Шаманские обряды сохранились и в наши дни. В Куксадане, вдали от чужих глаз, по-прежнему практикуются древние ритуалы.

Как отличить буддийский храм от шаманского? На буддийском, как правило, нарисована свастика, а внутри – изображение или скульптура Будды. Нет свастики – значит, что-то неладно. Шествую мимо «нормального» храма, со свастикой, к соседнему, откуда доносятся звуки музыки. То ли уже время позднее (полдень), то ли издалека завидели чужого, но и музыка, и пляска быстро прекращаются.

Заглядываю внутрь, и точно: статуи Будды нигде не видно, а у «престола» лежит освежеванная коровья туша. Рядом – отрубленная голова свиньи.

Как очутились шаманы в этих горах, рядом с буддистами? Не по своей воле. Они перебрались наверх в 1925 году, после того как японцы переместили сюда «алтарь» Куксадан. Он был построен во времена Тхэджона, второго правителя династии Ли (1392–1910). Алтарь был посвящен богам неба, гор, моря, а также верховному жрецу Тхэджона Мухаку Кукса.

А тем временем участники камлания не расходятся. Часть из них направляется вверх по тропе, где есть расщелина с источником. Он здесь почитается за чудодейственный, к нему приходят молиться и приносят дары. На подставке горят десятки свечей, у расщелины – жертвоприношения: фрукты, овощи, а также бутылки корейской водки – соджу. Среди дорогих сортов соджу особой популярностью пользуется андонское соджу (45 градусов). Оно изготавливается (запоминайте!) из вареного риса и воды, к которым добавляются дрожжи. После 20 дней настойки андонское соджу фильтруется и разливается в большие глиняные сосуды, которые хранятся в погребе при температуре 15 градусов в течение 100 дней. После этого соджу разливается в бутылки. К услугам рядовых любителей есть множество более дешевых видов слабого (20–25 градусов) соджу. Именно таким соджу «паломники» и пытаются задобрить духов у скальной расщелины.

Любопытно, что отношение к шаманам среди самих корейцев претерпевает изменения. Еще четверть века назад корейцы, особенно образованные, откровенно стыдились шаманок. Шаманизм воспринимался как некий пережиток прошлого. Однако в последнее время отношение к шаманизму в Корее резко изменилось. Причина проста: корейцы стали куда увереннее в себе и в своей культуре. И для этого у них есть основания. Страна стала одним из азиатских «тигров», сделавшим резкий прыжок вперед. Поэтому сейчас шаманизм все чаще рассматривают как составной элемент традиционного корейского наследия, а некоторые представители местной левой интеллигенции даже заявляют, что он, дескать, является «отражением протеста угнетенных классов». А многие корейцы воспринимают шаманизм как единственную «исконную» религиозную систему страны, которая противопоставляется китайскому конфуцианству, индийско-китайскому буддизму, европейскому христианству.

С небольшой площадки у скалы видна панорама сеульского округа Содэмун (Seodaemun), сплошь застроенного высотными домами. А где-то вверху слышен стук по дереву и заунывное пение. Иду на звук колотушки и вскоре вижу перед собой еще один скальный уступ. Перед ним угнездились «богомолки»; службу ведет буддийский монах. На импровизированном каменном «престоле» – фрукты, «дары огорода». И как тут различить: где кончаются камлания и начинается пение сутр? Похоже, что здесь они мирно уживаются.

Более того, к услугам шаманов нередко прибегают не только буддисты, но и некоторые христиане. Об этом говорит такой факт: по данным проведенного в начале 1980-х годов опроса, 70,8% опрошенных женщин-протестанток присутствовали при совершении шаманских обрядов, а 18,6% сами обращались к помощи шаманок. К шаманкам современные кореянки обращаются примерно в тех же случаях, в каких это делали их прабабушки: болезнь, семейные разлады, хронические неудачи, бездетность. Шаманок чаще всего сейчас приглашают мелкие предприниматели, которые просят у духов, чтобы те оказали покровительство их бизнесу, изгнали злых духов из недавно купленного грузовика или, скажем, повлияли на размеры банковских ставок. Часто обращаются к шаманкам и родители абитуриентов, ведь поступление в университет в Корее является важным условием жизненного успеха.

Дальше, наверх, тропы нет, и пора возвращаться вниз. Снова прохожу мимо шаманского храма. А там начинается очередной сеанс «общения с духами». На циновке, спиной к «престолу», сидит шаманка и играет на местном щипковом инструменте. Такое впечатление, что присутствуешь на фольклорном представлении. И это сравнение не случайно.

Наиболее знаменитым шаманкам власти сейчас присваивают почетное звание «человек – национальное достояние», которого в Корее удостаиваются лучшие мастера традиционных искусств и ремесел. Разумеется, титул присваивается не на основании того, насколько хорошо та или иная шаманка изгоняет злых духов. При присвоении титула учитывается мастерство в исполнении традиционных ритуальных песен и танцев, которые всегда были в Корее важной частью шаманского обряда.

...Спускаюсь вниз, к станции метро. Навстречу идут две кореянки с желтыми лентами через плечо. На ленте – изображение креста красного цвета. Это протестантские миссионерки. Они раздают прохожим листки с приглашением посетить богослужение в ближайшем пресвитерианском храме. Как сказал поэт, «бывают странные сближенья».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
959
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1293
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
989
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
820

Другие новости