0
1252
Газета Стиль жизни Интернет-версия

21.05.2010 00:00:00

И взор являл живую муку

Тэги: нищета, помощь, благотворительность


нищета, помощь, благотворительность Мы живем в мире равнодушия, холодных практических отношений и жесткой индивидуальности.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

В вагоне метро продирается молодой человек в майке-безрукавке цвета хаки. У него нет рук. Голые бесформенные обрубки торчат в стороны, на шее – мешок для подаяния. Ему кладут деньги. Лицо у него неприятное. Я прячу глаза и понимаю, что во мне совсем нет жалости, ну ни капельки. К вороне с подбитым крылом, к раненой собаке – есть, а к нему нет. Есть страх, отвращение, чувство растерянности от отсутствия даже небольшого сострадания. Есть тайное возмущение – зачем он выставляет напоказ эти страшные культи? Как будто и так непонятно, что он безрукий. Кажется, что это неприлично и оскорбительно, как будто он выставил наружу свои гениталии. Но – возражает разум – как тебе не стыдно, может быть, он потерял руки на войне? А, может быть, язвительно замечает он же, пьяный свалился под поезд?..

Нет, конечно, я иногда подаю в таких случаях. Рублей десять, а то рубль-два – совсем мало. Что на них купишь? Но всегда возникает чувство странного разочарования. Может быть, от того, что деньги приняты не как Подаяние, а как должное, как нечто бытовое, заурядное, законно причитающееся. Что ж, вполне понятно, что пройдя за день энное количество вагонов и приняв милостыню из сотен рук, ему уже трудно внимательно посмотреть в глаза и поблагодарить каждого, так чтобы подаяние осуществилось с Божьим благословением. А так получается, что нищие взимают ежедневную рутинную подать с граждан. И даже иногда возникают, что, дескать, мало дали. Как-то я вняла просьбам женщины с испитым лицом, дежурившей у ларька. Не привыкнув к тому, что тарифы у нищих выросли, я выгребла ей медь из кошелька, а она мгновенно, видимо, желая меня оскорбить, презрительно рассыпала ее на асфальт.

Думается, в идеале просящий должен найти своего подающего, и наоборот. Ведь иногда даже маленькая сморщенная старушка с авоськой, притулившаяся где-нибудь в закоулочке, вызывает больше жалости. Видно, что она стесняется просить, когда обращаешь на нее внимание, делает вид, что она просто прогуливается. Но у нее нет другого выхода. А иногда она даже и не просит, а продает собственноручно сшитые цветастые прихватки, найденные на свалке граненые стаканы или плетеные коврики. Ты подходишь к ней, смотришь на ее заплаканное лицо, на больные глаза, вспоминаешь вдруг свою бабушку, что она могла оказаться в таком же положении, и даешь милостыню уже совсем по-другому. Настоящая милостыня осуществляется тогда, когда ты всею своей душой и существом ощущаешь горе и несчастье другого человека. Тогда рождается настоящее живое чувство сострадания, когда ты уже просто не способен не оказать помощь.

А помогать ведь, кстати, можно не только деньгами. Можно пригласить человека в дом, накормить, обогреть, поговорить, согреть, простите за излишний пафос, его бесприютную душу. И, может быть, даже этот разговор по душам будет ему нужнее, чем материальная помощь. Чтобы и вы, и он запомнили друг друга на всю жизнь. Так, кстати, Гоголь в письмах учил поступать своих сестер. Да-да, я уже вижу, как многие из читателей тихо усмехаются на это. Ну да, давай, иди и попробуй, пригласи домой каждого встречного и поперечного! А вдруг он вор или бандит?.. А как будут реагировать на такие проявления милосердия твои близкие? Получается, ты своим же родным регулярно будешь доставлять беспокойство. В большинстве случаев с ними скоро придется расстаться, если только они не едины с тобой в мысли о христианской помощи. Конечно, большинство современных горожан сегодня не могут даже представить себе, как жить по таким правилам. Вот пример.

Как-то раз веселой загорелой группой молодежи с гитарами, рюкзаками возвращались с Грушинского фестиваля. Поезд уходил на следующий день, и один из парней предложил перекантоваться у знакомого батюшки. Рабочий поселок под Самарой, двухкомнатная квартирка в пятиэтажке и отец Александр, без облачения совсем не похожий на священника. Скромный, простой, ничему не поучающий, тем не менее он потратил на нас целые сутки (!). Вечером сидели – беседовали, а на следующий день он показывал нам город и Волгу. Во время страшного ливня с трудом карабкались по скользким волжским берегам, а тетушка, жившая с Александром, уж не знаю, кто она ему была – тетя или сестра, бурчала: «Ну что, показала вам Волга кузькину мать?» Видимо, не так уж довольна она была нашим приездом, но – смирялась. Тогда я как-то не задумывалась над тем, что человек оставил свои, может быть, необходимые дела и потратил время на незнакомых людей, которых он уже скорее всего не увидит. Но я помню его до сих пор. Может, и он нас тоже.

Идея христианской взаимопомощи не исчезла и никогда не исчезнет совсем. Сегодня все чаще тут и там создают благотворительные фонды (хочется верить, что созданы они честными людьми), люди ищут и шлют деньги бедным, берут в свои семьи сирот из детдомов. Но это лишь небольшие островки среди океана равнодушия. Если посмотреть на мир в целом, то он весь уходит в рост холодных практических отношений, жесткой индивидуальности, стеклянного безразличия многоэтажных небоскребов, как будто все, что происходит рядом, это только театр, не имеющий к нам никакого отношения. Такое заключение сделал, кстати, известный герой Оскара Уайльда – Дориан Грэй о Сибилле Вейн, девушке, на которой он хотел жениться: она, мол, не была настоящей, она лишь играла в жизнь, и вот теперь она умерла. Это, мол, всего-навсего красивая история, которую приятно наблюдать из театральной ложи.

Сегодня каждая партия, премия, секта, интернет-сообщество, тусовка – это герметичные сосуды, жители которых существуют в замкнутых редко сообщающихся мирах. И, трудно сказать, какая идея может стать для них объединяющей (только, прошу, не говорите мне о патриотизме). Если спросить о причине такого замыкания, скорее всего ответ будет – каждый сверчок знай свой шесток, каждый выполняет свою работу, на другое нет времени, желания, а главное – мотивации. Трудно себе представить, что кто-то будет всерьез, как героиня Энди Макдауэл в фильме «День сурка» пить за мир во всем мире, деятельно и последовательно примирять людей, делать им добро, не ожидая платы, а довольствуясь фактом содеянного. Однако думается, что мир, прорастающий холодными столпами индивидуальностей, в итоге развалится на миллионы отдельных частиц. Даже если это будут «сверхчеловеки» Ницше, они погибнут в своем восхождении к холодным сияющим высотам разума. А счастье, жизнь и любовь, между тем, находятся гораздо ближе – вспомним отца Сергия из толстовской повести.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
588
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
737
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
628
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
506

Другие новости