0
9134
Газета Стиль жизни Интернет-версия

30.05.2014 00:01:00

Испанский танец жизни

Анастасия Сухорослова

Об авторе: Анастасия Андреевна Сухорослова – журналист.

Тэги: испания, фламенко, антонио гадес, хоакин кортес


испания, фламенко, антонио гадес, хоакин кортес Япония открыла для себя фламенко благодаря танцовщице Йоко Комацубаре.

Карлос Ленсер, испанский писатель и поэт, как-то сказал: «Фламенко – это прежде всего образ жизни». По сути, так оно и есть – за одно выступление зрители вместе с танцорами проживают целую историю, полную горячих  чувств и огненных эмоций. Каждое танцевальное па, каждая нота страстной музыки вызывают гамму переживаний. Подобной чувственности и зажигательной любви к жизни сложно научиться, с ними рождаются. 

Фламенко возникло в солнечной Андалусии южной области Иберийского полуострова шесть веков назад. Первые его ноты стали появляться в лучах андалусского солнца под влиянием культур народов, долгое время соседствующих друг с другом: арабской, еврейской, христианской и цыганской. 

Однако, оставаясь в течение нескольких столетий исключительно цыганским танцем, фламенко считалось «закрытым искусством» и лишь в начале XIX века вышло на подмостки таверн и кафе. Обретенная свобода позволила танцу развиваться, к нему добавилась гремучая смесь кубинских и джазовых мотивов, а также элементы классического балета. Кульминацией этих изменений стало творчество Хоакина Кортеса – вероятно, самого именитого на сегодняшний день танцора фламенко в мире.  Слава и международное признание не заставили себя ждать: «огненный принц фламенко», «новый Рудольф Нуриев», «истинная страсть», «танцующий бог», «демон балета» – вот лишь немногие из данных ему эпитетов.

В Испании Хоакин Кортес  – звезда национального масштаба, за его жизнью пристально следят папарацци, а каждый новый его роман, будь то модель Наоми Кэмпбелл или Летиция Каста, широко освещается и обсуждается.  Еще бы, сегодня фламенко – это такая же индустрия развлечений, как и коррида, а ее герои не уступают в популярности голливудским актерам.

Кортес, как и большинство других известных танцоров фламенко, или байлаоров – так их называют сами испанцы, начинал свой путь к успеху и мировому признанию с ранних лет. К примеру, Сара Барас – знаменитая танцовщица, ставшая хореографом группы танца фламенко, осваивала таинства этого искусства в школе фламенко своей матери Кончи Барас в Южном Кадисе. Еще ребенком дебютировав на сцене, она  удостоилась чести выступать перед ее величеством королевой Софией. 

Другая звезда фламенко, Мерседес Руис, сделала свои первые танцевальные шаги в четыре года и уже в 12 лет, обучаясь в Академии фламенко, приняла решение посвятить этому искусству всю жизнь. 

В Испании Хоакин Кортес – звезда национального масштаба.                                               Фото Reuters
В Испании Хоакин Кортес – звезда
национального масштаба.
 Фото Reuters

Подобная стремительность в карьере была и у Кортеса. Дядя Хоакина, Кристобаль Рейес, тоже был байлаором, и поэтому уже  в 12 лет под его влиянием юный талант начал профессионально танцевать фламенко. В 15 лет Хоакина приняли в труппу Национального балета Испании, которой в то время руководила Майя Плисецкая. К 18 годам Хоакин стал солистом, начав стремительный путь к успеху и созданию своей собственной компании «Балет фламенко Хоакина Кортеса».

Несмотря на такие твердо сформировавшиеся закономерности, как и в любом искусстве, во фламенко есть свои исключения. Большинство прославившихся танцоров и музыкантов – продолжатели многолетних традиций своих семей, но есть и те, кто пришел к ошеломительному  успеху благодаря случайности и стечению обстоятельств. 

Самый яркий этому пример – ставший легендой второй половины прошлого столетия танцор фламенко Антонио Гадес. Он начал творческий путь еще в 14 лет, как он сам говорил, «от голода». Попытав счастья в нескольких профессиях, молодой человек решил попробовать свои силы во фламенко, и вскоре его талант заметила знаменитая Пилар Лопес, чей «Испанский балет» являлся своеобразной кузницей кадров фламенко. Десять лет непосильного труда – и уже в 24 года Антонио Гадес собрал собственную труппу, ставшую известной на весь мир.

Благодаря таким мастерам танца, как Антонио Гадес, фламенко распространилось по всему миру и несколько лет назад было внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня фламенко любят на всех континентах: Мадонна планирует открытие школы фламенко в Лос-Анджелесе, испанский фотограф Хорхе Рибальта создал серию из 200 фотографий площадок, где танцуют фламенко, и с успехом демонстрирует их миру.   В Линкольн-центре в прошлом году провели выставку «Сто лет фламенко в Нью-Йорке», где представили гравюры, фотографии, костюмы и кастаньеты, а также  фильмы, лекции, семинары и перформансы. 

Кино, живопись и другие виды искусства побуждают любителей танцев интересоваться фламенко еще больше, испытывая свои силы и таланты, которые, как известно, не имеют национальных границ. Это доказывают и школы фламенко в Севилье, городе-сердце Андалусии. Где еще учиться таинствам этого искусства, как не на его родине? Сегодня большая часть учеников в них родом из других стран. Помимо всеобщего интереса к этому достоянию национальной, а теперь и мировой культуры большое влияние на такую тенденцию оказывает и экономика. Большинство испанцев из-за кризиса не могут себе позволить дорогостоящее обучение, и вакантные учебные места достаются заинтересованным в испанской самобытности  иностранцам. По подсчетам Хосе Руиса Наварро, профессора Кадисского университета и одного из исследователей «экономики фламенко», иностранцы, приезжающие в Андалусию для обучения этому танцу, инвестируют в ее экономику около 980 млн долл. в год. 

В то же время финансовая сторона вопроса отразилась и на ситуации с преподавателями. В поисках большего заработка мастера фламенко отправляются за рубеж, где их с распростертыми объятиями ждут жители Германии, России, Великобритании и Японии. Последние открыли этот вид искусства благодаря танцорам Йоко Комацубаре и Шохи Кохиме, которые после путешествий  в 1960-е годы по Испании основали на родине академии фламенко. В поисках расслабления и положительных эмоций жители других стран и континентов все чаще посещают уроки фламенко, создавая для испанских танцоров массу новых рабочих мест. В Москве или, например, Праге преподаватели получают более 4 тыс. евро в месяц, что в три раза превышает их заработок в Севилье.

Хотя все больше и больше иностранцев с успехом осваивают мастерство фламенко, немногим из них удалось стать частью его профессионального мира, где главная роль закреплена за испанскими цыганами. Те же, кто все-таки сумел достичь победы в этом нелегком деле, в конце концов переехали в Испанию. К примеру, канадский байлаор Хлое Брюле начал свой путь в родном  Монреале, а затем переселился в Севилью, чтобы объединить творческие искания с родившимся там Марко Варгасом.

Чтобы стать частью этого самобытного и удивительного мира музыки, пения и танца, здесь, как и в любом другом деле, требуется много упорства и терпения. Ведь мир фламенко – это чувства, а не точка на карте.

Мадрид

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1212
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3212
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1817
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2146

Другие новости