0
9670
Газета Стиль жизни Интернет-версия

28.10.2015 00:01:00

Теория относительности и модернизм ХХ века

Юлдуз Халиуллин

Об авторе: Юлдуз Нуриевич Халиуллин – член-корреспондент Международной академии Евразии, кандидат экономических наук.

Тэги: теория относительности, мировая культура, альберт эйнштейн, наука, искусство, модернизм


теория относительности, мировая культура, альберт эйнштейн, наука, искусство, модернизм Модернизм начала ХХ века – своеобразный предтеча будущего атомного и космического века. Фото 1964 года

После того как накануне нынешнего столетия знаменитый американский журнал Times объявил Альберта Эйнштейна «человеком номер один ХХ века», в англоязычных издательствах появился ряд книг, посвященных влиянию личности Эйнштейна и его главного произведения – Общей теории относительности – на мировую культуру в целом и на революционные изменения общественной и политической жизни мира в первой половине ХХ века.

В этих книгах есть весьма интересные, но не всегда убедительные утверждения о том, что наступление эры релятивизма, приведшего к разрыву с классической физикой, всколыхнуло все слои мирового сообщества, вызывая войны, забастовки и большевистский переворот в одной из крупнейших стран мира. Этот дух беспокойства и страха глубоко поразил определенные круги интеллигенции не только сугубо научной, но и почти все сферы искусства первой четверти ХХ века – от литературы до живописи.

Правда, дальновидные американцы давно предвидели такой ход событий. Почти 100 лет тому назад, в декабре 1919 года, сразу после подтверждения постулатов ОТО в ходе солнечного затмения, газета New York Times в своей редакционной статье утверждала, что «теория относительности подорвала фундамент, на котором зиждется человеческое мышление».

Говоря о тесной связи возникновения квантовой физики и мировой модернистской литературы, я позволю здесь сделать небольшое лирическое отступление. 10 лет тому назад, в мае 2005 года, я осмелился выступить с лекцией в Кембриджском университете на тему Quantum Revolution and Revolution in Literature (перевод этого текста с английского языка был опубликован в «НГ-науке» в марте 2008 года). Я тогда обратил внимание слушателей на то, почему именно физики-теоретики с особым необычным интересом восприняли архисложное творчество великого ирландского писателя Джеймса Джойса (1882–1941), творчество которого связано с тремя точками Европы – Триест, Цюрих и Париж.

Джойс, будучи человеком высочайшей культуры, в двух своих знаменитых романах беспощадно стремился выяснить – нередко с противоположных позиций – взаимопроникновения искусства и жизни, взаимосвязи научного познания и литературного творчества. Творчество самого Джойса было воплощением модернизма на стыке искусства и науки. Его интеллектуальный заряд так искусно прорывается во внутренний мир, как будто писатель проникал до самых глубин исследуемой материи – до атомной структуры человека.

Памятник Джойсу в Дублине.	Фото Торстена Поля
Памятник Джойсу в Дублине. Фото Торстена Поля

Как тут не вспомнить джойсовских кварков, прочно «засевших» в современной модели атомной структуры. Дело в том, что ключевое слово из необычного словосочетания Джойса «Три кварка для мистера Марка» (из его романа Finnegans Wake, 1939) было умело использовано в 1964 году нобелевским лауреатом по физике за 1969 год Марри Гелл-Манном при классификации элементарных частиц. С тех пор вот уже полвека джойсовские кварки – строительные блоки протонов и нейтронов современной физики.

Возникновение модернизма в начале ХХ века – этого своеобразного предтечи будущего атомного и космического века – безусловно, было связано с разрушением старых структур мышления и отрицанием старых истин. По существу, тогда произошла своеобразная революция почти во всех сферах жизни общества. Наиболее заметными лидерами этих революционных перемен были Эйнштейн и Бор – в науке, Пикассо и Матисс – в живописи, Стравинский и Шенберг – в музыке, Джойс и Эллиот – в литературе и многие другие мыслители. По существу, они как бы совместно открыли путь ко всеобщему модернизму, окончательно порвав с классическим мышлением того периода.

Были даже люди, особенно в литературных кругах, далеких от понимания сущности ОТО, которые заявляли о полной ответственности теории относительности Эйнштейна за появление абстрактной живописи, атональной музыки и бессюжетной литературы, процветание атеизма и даже падение моральных устоев. Появились весьма влиятельные персоны, которые стали ассоциировать релятивистскую механику Эйнштейна с новым пониманием релятивизма (то есть относительности) в морали, политике и даже в религии. Если нет таких абсолютных понятий, как пространство и время, то тем более нет единого абсолютного подхода к таким понятиям, как правда и мораль, – утверждали они.

Отвечая на подобные утверждения, нередко встречающиеся и сегодня, выдающийся журналист и писатель Уолтер Айзексон подчеркивал: «И в науке, и в философии морали Эйнштейн руководствовался требованием достоверности и детерминистскими законами. Если теория относительности и вызвала волнение, нарушившее спокойствие в царстве морали и культуры, дело не в том, во что верил Эйнштейн, а в том, как его интерпретировали. Тем не менее Эйнштейн был источником вдохновения для многих художников-модернистов и мыслителей, даже если они и не понимали ОТО».

А завершить хочу этот небольшой очерк обобщающими высказываниями Филиппа Куртенея из его книги Einstein and Art. Вот что он пишет: «Кульминация модернистской революции приходится на 1922 год. Именно в этом году было объявлено о присуждении Эйнштейну Нобелевской премии. В этом же году был опубликован знаменитый роман «Улисс» Джеймса Джойса и вышла книга Эллиота «Бесплодная земля».

В том же году в Париже праздновали премьеру «бесшабашного» балетно-песенного представления «Байки про петуха, кота и барана», поставленного русским балетом Дягилева на музыку Стравинского. Символично и то, что наряду со Стравинским и Дягилевым на этом праздновании были выдающиеся художники-модернисты Пикассо и Матисс. И еще два представителя – создатели модернистской литературы Джойс и Пруст, разрушившие достоверность классической литературы ХIХ века столь же уверенно, как Эйнштейн, совершивший революцию в физике. Механический порядок и законы Ньютона, управление классической физикой, музыкой и искусством потеряли свою силу».

Все эти выводы подтверждаются и сегодня, по истечении столетия после упомянутых событий.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
711
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
937
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
768
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
625

Другие новости