0
4082
Газета Стиль жизни Интернет-версия

08.02.2016 00:01:00

А Баба-яга смылась

Тэги: старость, старики, бабушки, общество, сказки, сказочные герои


старость, старики, бабушки, общество, сказки, сказочные герои Среди старушек встречаются и настоящие тираны – как, например, парализованная бабушка в «Ребре Адама». Кадр из фильма «Ребро Адама». 1990

Старик в своем нелепом 

прозябанье

Схож с пугалом вороньим 

у ворот.

Уильям Йейтс


Когда я перехожу дорогу на зеленый свет светофора, я часто вспоминаю о том, что буду старой. Не так-то долго осталось на самом деле. Там, сзади, уже явно больше, чем впереди. Но как-то не хочется туда, в свое старушечье будущее, если честно. Почему-то кажется, что там неуютно, брр!

Всё вокруг будто бы говорит старикам, что они в этом мире сейчас неугодны. Что их век уже отпыхтел, гуд бай. Вот и те же светофоры – в нашем городе они отрегулированы исключительно для молодых и ретивых. Если не пустишься через дорогу в первую же секунду во весь опор, то просто не успеешь. Безжалостно загорится зеленый, и ты зависнешь посреди улицы среди снующих машин, рискуя жизнью. Так что для нижегородских стариков и старушек переход через дорогу превращается в настоящий экстрим. А зимой на переходах ведь еще и скользко.

Но ведь кто познал жизнь, тот никуда не торопится. И как же тогда мудрецу перейти через улицу?

Нынешним старикам не повезло не только со светофорами. Им, кажется, вообще не повезло со временем. На их старость пришелся закат древнего культа. Ведь в прежние времена и до недавних пор в нашей стране существовал настоящий культ старушек. И стариков. Последних, впрочем, было меньше, виной тому, видимо, войны да водка.

Кажется, это еще испокон веков началось. Еще в сказках. Вы заметили, в русских сказках старушки какие-то особенные? Это у других народов они чаще оказываются злыми и страшными, заживо зажаривают и поедают детей или вырезают у героев из спины кожаные ремни. А в наших Баба-яга – герой положительный и особенно загадочный. Сколько теплой тайны в ее избушке на курьих ножках, которая по первому зову поворачивается. В детстве меня особенно завораживал кудель – тот самый, что Баба-яга обычно прядет. Я даже специально не спрашивала у родителей, что это такое, чтобы не разрушить его очарование. И всегда знаешь, что раз она, старая, в сюжете появилась, значит, отныне будет всё хорошо. Что Баба-яга баньку истопит, главного героя, будь то Иван-царевич, Андрей Стрелок или солдат какой, накормит да мудрый совет даст. Так что после этого у героя все заладится. А ему и невдомек, что это именно Баба-яга злые чары разрушила.

Культ старушек – он у нас всегда был в крови, в нашем коллективном бессознательном. Вот и Пушкин. Самые-самые его строки посвящены не Наталье Николаевне, а Арине Родионовне. «Выпьем, добрая подружка бедной юности моей, выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей». И не один Пушкин. «Ты еще жива, моя старушка? Жив и я, привет тебе, привет...» – исходил нежностью Есенин.

Встречались, правда, в нашей истории и борцы с культом старушки. Достоевский вот руками Раскольникова старуху убил. Покусился на самое святое: кто, мол, я, тварь дрожащая или право имею? По самому светлому образу – топором. Впрочем, мятущийся Пушкин, несмотря на всю свою любовь, тоже не обошелся без убийства старухи – в «Пиковой даме». У настоящего культа ведь всегда должны быть иконоборцы.

Вот и в советские годы о стариках песни пели, школьные сочинения писали да популярные фильмы снимали («Старики-разбойники» чего стоят). Тогда были еще и старорежимные бабушки, особенные, в элегантных потертых пальто, с прямыми спинами, строгими переносицами и теплыми глазами. Носительницы особой традиции. И были другие загадочные бабушки – в белых платочках, первое осевшее в городе поколение. Они днем наводняли вместе с малышами городские парки. Не стеснялись прилюдно креститься. Неграмотные, но хранящие особую природную мудрость.

Поликлиники для многих стариков теперь стали единственным развлечением.	Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
Поликлиники для многих стариков теперь стали единственным развлечением. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru

И пусть в то время старикам тоже жилось несладко, и пенсия была не ахти, хрущевки без лифта строились, но это только способствовало их стойкости: им поклонялись, и это их грело. Кто был неформальной главой среднестатистической российской семьи? Бабушка! Не одно поколение в нашей стране было выращено бабушками. Бабушки были – святое. Они – первоматерия, первооснова, а все остальные вторичны.

Среди них встречались, конечно, и настоящие семейные тираны. Об этом есть советский же фильм «Ребро Адама», где парализованная бабушка (в исполнении Елены Богдановой) держала в жестком кулаке всю свою семью.

А потом этот древний культ, судя по всему, сгубила политика. В 90-е наши старики превратились в мощную политическую силу. Чувствуя свою великую миссию в нашей стране, они не пропускали ни одни выборы, следили за новостями и выражали недовольство, недовольство и снова недовольство. Они первыми были готовы выйти на улицы. И, действительно, выходили. И даже бывали задержаны милицией. Они устраивали пикеты, если что не так. И они логично вместе с коммунистами оказались в оппозиции, которая тогда с их помощью стала реальной партией недовольных. Потому что они, те старики, были активны, верили в добро и были нетерпимы к несправедливости. И они беспокоили власть. Они чувствовали себя важными и нужными. Знали, где что дешевле, и колесили по всему городу, оптимизируя городской бюджет. А их пенсии порой оказывались важной статьей общесемейного дохода.

А потом это почему-то лопнуло. Культ перестал быть культом. И песен о стариках теперь не поют, и фильмов не снимают. Что-то исчезло. Старый древний лес опустел, и избушка на курьих ножках стоит заколоченной. А Баба-яга – поминай как звали. Где-то не здесь уже, смылась в своей ступе с черным котом под мышкой.

«Дед и баба» перестали быть прежней силой. Они теперь на улицы не выходят, да и вообще больше трех даже не собираются. По лавочкам в парках да во дворах не сидят, не сплетничают. Они пересекаются разве что в коридорах поликлиник да автобусах. Коротко перекинутся, что теперь с пенсиями, – и каждый своей дорогой. Да и нынешняя история с пенсиями, отмена ее индексации работающим пенсионерам, то, как тихо и незаметно она была принята обществом, – тоже свидетельство конца великой эпохи.

Поликлиники для многих стариков стали их единственным развлечением. И даже мамы предпочитают воспитывать своих детей сами, не оставляя бабушкам. Что для нынешних подрастающих, конечно же, во благо, но...

Чего-то важного теперь не хватает. Пресловутой уверенности в завтрашнем дне, что ли. Когда знаешь, что завтра ты не окажешься одиноким изгоем, еще одним списанным, вычеркнутым из списка дееспособных. Что тебя будут слушать и услышат. Что ты станешь частью какой-то общей древней стариковской силы. Важной и нужной. Что, если припрет, ты объединишься и добьешься. Перепрограммирования тех же городских светофоров, наконец. И что тебе не страшно будет всё это оставить вот так – как оно у нас тут сейчас.

Нижний Новгород

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
571
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
716
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
604
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
490

Другие новости