0
4152
Газета Стиль жизни Интернет-версия

13.10.2016 00:01:00

Перейти границу

Ирина Богатырева

Об авторе: Ирина Сергеевна Богатырева – прозаик, варганист.

Тэги: выставки, елена сарни, москва


выставки, елена сарни, москва Искусство и предметы быта сталкиваются в клинче...

В начале сентября в Москве в выставочном зале Московского союза художников на Кузнецком мосту можно было увидеть картины американского художника Елены Сарни. С Еленой мы знаем друг друга уже несколько лет, и я с интересом шла на ее выставку – всегда любопытно увидеть творчество знакомого человека. Пришла утром, и мне повезло: я была единственным посетителем, а в этом есть особенная прелесть – остаться с картинами один на один. Только пятнистая кошка блаженно спала на белом диване под окном. «Не будите ее, – попросила меня смотрительница галереи. – Она недавно заснула». Кошка выглядела блаженно. Видимо, сказывалось окружающее искусство.

В России картины Елены Сарни показали впервые, тогда как в мире ее работы известны и выставляются в разных странах. «Я никогда не думала, что мои картины могут быть показаны здесь, – призналась мне Елена, когда вечером нам довелось поговорить об этом. – Для меня в этом было даже что-то романтически трогательное – выставиться в первый раз в России». Дело в том, что Елена, наша соотечественница, с 19 лет живет за границей. «Это не мешает мне числить себя человеком русской культуры, – говорит она о себе, – несмотря на интегрированность в американский художественный процесс. Даже, наоборот, помогает».

Перейти границу – и остаться своим среди своих. Жить как бы по обе стороны, не теряя предыдущего культурного бэкграунда, но и не отказываясь от нового. Далеко не всегда это удается тем, кто уезжает из своей страны, но у Елены получилось. Несколько лет назад, когда делегация молодых писателей под эгидой «Дебюта» несколько раз приезжала в Америку на книжные мероприятия, мы много общались с Еленой. Она была тогда нашим куратором, и никогда при этом не возникало чувства, что говоришь с человеком, давно живущим в иной культурной среде. Напротив – все общее, все понятно. И тем интересней было увидеть теперь ее картины, для которых идея пограничности – ключевая. Это следует уже из названия выставки – «Разделительная линия».

Просто плачет. А все же как-то не по себе...
Просто плачет. А все же как-то не по себе...

В трех залах картины были собраны тематически, образуя три главы одного триптиха. Главное, что сразу бросилось в глаза, это столкновение разных стилистик и техник. Особенно ярко это в работах первого цикла, «Натюрморт как пейзаж»: графика соединяется с живописью, а предметы быта соседствуют с классическими произведениями. На первый взгляд эти работы постмодернистские, здесь сплошные цитаты то из римской, то из эллинской эпохи, но если вглядеться, все не так просто: это не цитаты, это сами произведения, увиденные художником в мире, полном бытовых вещей. И вся игра строится как раз на разнице нашего отношения к предмету искусства и предмету быта. Граница здесь – это наше представление о том, что является искусством: по сю сторону – то, что мы думаем о нем, а по ту – сами предметы, равнодушные к нашему мнению.

Эти работы показались мне очень американскими – по взгляду на искусство, по отношению к нему, по тому, как лихо рядом с греческой вазой поставлен чайник, а возле римской фрески лежит трубка от телефона. Близкое ощущение посещает, когда попадаешь в античные залы нью-йоркского Метрополитен-музея, ходишь среди вывезенных из Старого Света произведений. Все то, что в Европе стало и питательной средой, и культом, и клише, там, по ту сторону океана смотрится иначе. Как будто бы пропадает давление контекста всей европейской истории искусства, и ты смотришь свежими глазами – перед тобой просто статуи, просто изящные вазы, фрески и портреты с саркофагов, с которых глядят живые лица, внимательные глаза. Правда, оборотная сторона этого – искусство вынуждено конкурировать с предметами быта, заполняющими нашу повседневную жизнь. Но Елена Сарни разбирается с этим противоречием художественными средствами: предметы быта здесь подчеркнуто ненастоящие – графика, условность, прозрачность, – в то время как искусство – в цвете, в красках. Как говорится, vita brevis, ars longa.

Во втором зале следующий цикл триптиха – «Городские хоругви». Сюжеты здесь практически те же и те же цитаты из мировой классики, но происходит расширение границ живописи до 3D: из полотна «Гараж» выпадает скол саркофага с кусочком фаюмского портрета, и абсолютно все работы лишены жестких рам (и, соответственно, подрамников) – они обрамлены тканью и, потеряв жесткие границы, становятся ближе к зрителю. Прием известен испокон веков, можно вспомнить и буддистские танки, и православные хоругви. Но у меня в силу увлечения археологией Алтая одна из работ, «Девочка», вызвала особые ассоциации – напомнила войлочный ковер, попавший в «царский» курган так называемой пазырыкской культуры. В Эрмитаже, в сибирском зале, можно увидеть его – огромный, на всю стену, с изображением богини с цветущей ветвью и конного воина. Обычный, никак не связанный с погребальным обрядом мотив, он, однако, преображается одной лишь деталью – пришитыми ленточками черного войлока. Все, с этого момента мотив меняется, и ковер может быть положен в могилу царя… И такие же ленточки, только из шелка, оторачивают портрет девочки Елены Сарни. Просто ребенок, просто плачет, но чем-то загробным веет от полотна. Пусть даже Елена и не знала о сделанном две с половиной тысячи лет назад ковре.

Елена Сарни с 19 лет – в Америке, но числит себя в русской культуре. 	Фото автора
Елена Сарни с 19 лет – в Америке, но числит себя в русской культуре. Фото автора

Наконец, совершив круг по залам, попадаешь в третий цикл триптиха –  «Царство флоры»: графические рисунки на бумаге ручной работы с листьями и цветами, включенными в само полотно. Графика с ее прозрачностью, полетностью может не так сильно впечатлять обывателя, как прописанные «в цвете» картины других циклов, однако по ней видно все мастерство художника, как по линиям на ладони читается судьба – здесь никуда не скроешься. Флористика – классический сюжет для живописи вообще, у Елены он переворачивается в новом ракурсе – это мир цветов их же глазами. Женские и мужские фигуры с цветами вместо голов, в распутных позах и с непременными туфлями на ногах – можно сказать, что это перевод на человеческий язык того, как цветы видят друг друга во всей агрессивной сексуальности, во всей предельной витальности. От нее в какой-то момент становится даже не по себе, и уже непонятно, кто на кого смотрит – цветы на самих себя или мы на нас...

«Я выбрала эти серии, потому что они полнее всего отражают мой подход к тому, что условно можно назвать «современное состояние визуального искусства» – процесс, в котором я участвую всю жизнь и как художник, и как куратор, – объяснила мне Елена свой подбор картин. – По моему мнению, время простых постмодернистских концепций, сигнализирующих в однозначной форме о легко прочитываемом содержании, давно прошло. Лет уже 25 все – и художники, и зрители, и галерейщики-музейщики – ждут появления новой стилистики или хотя бы нового подхода к изобразительному материалу, но увы...  В условиях отсутствия мейнстрима каждый профессиональный художник – один в поле воин, вынужденный искать свой подход и к плану выражения, и к плану содержания. Для меня это – показ отсутствия противоречия между традиционно контраверсивными вещами: живописью и рисунком, двухмерным и трехмерным, различными типами перспективы или вообще ее полным отрицанием. Вся история искусств, по моему мнению, может быть предметом изображения и осмысления их близости – в одном ряду, номинативно».

Следующая выставка Елены Сарни пройдет зимой в Санкт-Петербурге. Так что можно сказать, что для ее картин преодоление границы все-таки произошло.   


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
800
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1060
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
848
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
692

Другие новости