0
3147
Газета Главная тема Интернет-версия

21.10.2010 00:00:00

Открытия Грушина

Тэги: грушин, открытия, книга


грушин, открытия, книга

Сегодня мы часто произносим, что называется, всуе словосочетание «массовое сознание». И не задумываемся о том, что еще совсем недавно само предположение о существовании этого феномена у советского человека звучало революционно. И сделал это «открытие» один из основателей социологии в России Борис Грушин. «Я прекрасно помню, как это случилось, – рассказывал впоследствии ученый. – В 1964 году я работал над итогами седьмого опроса Института общественного мнения «Комсомольской правды», посвященного разводам в СССР. И вот, представьте себе, совершенно одновременно на столе оказалось пять анкет с абсолютно похожими текстами, объясняющими причины разводов┘ Эти тексты качественно, содержательно отличались от официальной точки зрения на причины разводов в СССР. Но они совпадали просто как братья-близнецы. Это был один и тот же текст, хотя принадлежал пяти разным людям – трем женщинам, двум мужчинам, людям с разным образованием, разными профессиями┘ Я никак не мог понять: как эти люди, которые никогда не встречали друг друга, не участвовали ни в каких совместных акциях, как они могли произвести на свет один и тот же текст? Было ясно, что это уже не штамп пропаганды, не штамп средств массовой информации, а это нечто совершенно иное – штамп сознания». Грушин не только «открыл некоторый новый, не известный до сих пор науке, не описанный объект», «который назвал «массовым сознанием» – он всю жизнь исследовал его. Указывал на его отличия от того, что называлось «общественным мнением». Многим в руководстве казался крамольным сам факт того, что у советского человека есть в мышлении нечто, отличное от навязанного партийной пропагандой. А исследования Грушина наглядно доказывали – да, есть, и весьма многое┘


Даже на даче – работа, работа...
Материалы из архива семьи Бориса Грушина

Борис Андреевич Грушин ушел из жизни 18 сентября 2007 года. А 11 февраля 2010 года на факультете журналистики, где многие годы преподавал ученый-гуманитарий, состоялись первые Грушинские чтения на Моховой. А совсем недавно по их материалам вышла книга «Открывая Грушина». Для широкой общественности это действительно стало настоящим открытием. О главном советском социологе вспоминают его друзья, коллеги, ученики, ученики учеников┘ Грушиным была затеяна масштабная работа – «Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения. Очерки массового сознания россиян времен Хрущева, Брежнева, Горбачева и Ельцина». Вышла книгой «Эпоха Хрущева», в двух томах – «Эпоха Брежнева». В книге «Открывая Грушина» впервые опубликовано начало незаконченной рукописи «Эпоха Горбачева».

Как из частных мнений в социуме складывается единое, общественное, так и в книге из разрозненных историй, как правило, носящих личный характер, складывается единый образ, вырастает мощная фигура ученого-первооткрывателя. Он дружил с Александром Зиновьевым и Мерабом Мамардашвили. Он смело вступал в абсолютно неисследованные области гуманитарных пространств, все в них подвергал строгой систематизации и уходил дальше, оставив своим коллегам, ученикам и последователям готовые, тщательно разработанные методики.

Так, его книга «Мнения о мире и мир мнений» стала классикой советской социологии. В начале 60-х он первым в Советском Союзе организовал при газете «Комсомольская правда» Институт общественного мнения. Когда в 1987-м ЦК КПСС, Совмин СССР и ВЦСПС приняли решение о создании Всесоюзного центра изучения общественного мнения по социально-экономическим вопросам (ВЦИОМ), ни одной внятной кандидатуры на место директора, кроме Бориса Грушина, предложить не могли. Все коллеги признали его приоритет – только он владеет необходимыми методиками исследования┘ Однако Борис Андреевич был из тех, кто нелегко идет на компромисс с начальством. Он был назначен заместителем директора, а директором – Татьяна Заславская. Создав за два года ВЦИОМ и вновь почувствовав давление сверху, Борис Грушин ушел, но оставил «беспокойное хозяйство» на своего близкого друга и коллегу Юрия Леваду, имя которого до сих пор звучит синонимом правдивых социальных исследований. Уйдя из ВЦИОМа, герой книги создал Центр по изучению общественного мнения «Vox populi», но и его впоследствии передал своим последователям┘

Отдельная глава научной жизни Грушина была связана с редакцией «Независимой газеты». В 1993 году Борис Андреевич совместно с нашей газетой начал исследование «100 наиболее влиятельных политиков России». Ежемесячно «НГ» публиковала результаты экспертного опроса. Пользуясь разработанными Грушиным методиками, эту работу продолжали его последователи и после смерти ученого в 2007 году┘ А это значит, что столь продолжительных исследований на подобную тему не было и нет.

Судя по книге, Борис Грушин не держался за наработанное, щедро делился им – как говорится в народе, «делал добро и бросал в реку». Так, с публикацией материалов по грандиозному «Таганрогскому проекту», целью которого было исследование всех потоков информации, связывающих «советский промышленный город» с окружающим миром, возникли проблемы – исследования были завершены, работа о том, как информация поступает из города во властные структуры, еще не была опубликована, а уже испугала начальство. Но при этом он всегда находил себе применение, находил новую, интересную работу, находил самые неожиданные формы исследования и приемы. Так, его ученики садились в поезда и разъезжались в разные стороны, записывая разговоры случайных попутчиков. Они изучали анекдоты и другой современный фольклор┘

С 1962 по 1965 год и с 1977 по 1981 год Борис Грушин жил в Праге и работал в журнале «Проблемы мира и социализма». Не думаю, что ему там нечем было заняться, но он по собственной инициативе загрузил себя нешуточным исследованием┘ Конечно, не последнюю роль тут сыграла любовь к пиву. Грушин обратил внимание на традицию чехов записывать на стенах пивных афоризмы, анекдоты, рисовать карикатуры. Из справочника ученый узнал, что в Праге действует более 900 пивных, и задался целью все их обойти. Выделил два дня в неделю – среду и субботу – и в каждый посещал по три заведения. «В одной пивной – первая кружка, во второй пивной – две кружки с мелкой закусью, а затем, уже в третьей пивной, – ужин, во время которого выпивалось как минимум три кружки». Но истинной целью было другое – Борис Грушин тщательно фиксировал все записи, оставленные посетителями заведения. А среди них были настоящие шедевры народной мудрости: «Пиво пьем, пока живем – после смерти не попьем», «Не сердись, Мария, ты сказочна, но с тобой я познакомился позже, чем с пивом», «Не ищите мудрость на дне, она – в пене, наверху»┘ Или совсем уже загадочное: «Если человек уже существует, то он должен следить за тем, чтобы существовать. А если он уже следит за тем, что существует, то он должен следить за тем, чтобы существовать так, как он существует, а не иначе, как очень часто бывает»┘

Результатом стала книга «In pivo veritas» («Истина в пиве»), которая вышла в Праге на чешском языке, а в Россию попадала с большим трудом – сначала помешала антиалкогольная компания середины 80-х, в потом ее на таможне сочли порнографией, ведь на обложке был изображен император Римской империи Карл IV с «полуголой дивкой» на коленях.

Шутки и афоризмы сопровождали Бориса Грушина всю жизнь. Одна из фраз, запомнившихся друзьям: «Американцы? Они очень похожи на людей». Его передача на Радио «Свобода» называлась «Общество имени Кафки Корчагина».

Борис Грушин любил не только пиво, но и баню. Об этом его коллега Эрих Соловьев придумал историю в стилистике Хармса:

«Пригласил Грушин Сократа в баню. Когда они, обнявшись, вышли из парилки, Сократ задал Грушину такой вопрос:

– Скажи мне, юный друг, почему тебя именуют известным, Ойзермана – видным, Рассела – выдающимся, а меня – великим? Может быть, я написал больше, чем каждый из вас?

– Конечно же, нет, Сократ, ибо всем ведомо, что ты ничего не писал.

– Может быть, я знаю больше, чем каждый из вас?

– И это неверно, потому что, как помнит всякий, ты знаешь только то, что ничего не знаешь.

– А не в том ли дело, что я выражаюсь точнее и изящнее Рассела?

– Боюсь, что в этом ты ему уступаешь.

– Или забочусь о своей репутации более Ойзермана?

– Это едва ли возможно.

– Но тогда следует допустить, что и величие, и известность, и заметность существуют не в самих вещах, а лишь во мнении о них┘

– В общественном мнении, – уточнил Грушин и завернулся в простыню».

В словах Бориса Грушина, приведенных в начале книги, звучит грусть. «Полная «незавершенка», – говорит он. – Это ужасно». Он говорит, что «ощущал, что твоя работа никому не нужна», что она «не нужна обществу, не нужна власти». Однако коллеги в дальнейшем опровергают его слова. «Многое из того, что Борис Андреевич думал о массе, массовом сознании, нуждается в «перепродумывании» (переосмыслении?) сегодня», – говорит, к примеру, социолог Борис Дубин.

Все открытия и исследования Бориса Грушина свидетельствуют о великой роли общественного мнения в нашей жизни. А это сегодня представляется более значимым, чем казалось в 60-е, 70-е и даже 80-е с 90-ми┘ Это значит, что еще не одному поколению предстоит для себя открыть Грушина.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Михаил Сергеев

Ядерное противостояние вытеснено войной чипов

0
884
Вокруг Путина началась большая рокировка

Вокруг Путина началась большая рокировка

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Приход Белоусова в Минобороны ставит вопрос о новом месте работы Патрушева

0
997
Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Ольга Соловьева

Госдума выполнила свою конституционную обязанность – утвердила состав вице-премьеров

0
853
Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Расцвет демократии в Госдуме при утверждении вице-премьеров выглядит политической спецоперацией

0
701

Другие новости