0
1649
Газета НГ-Телеком Печатная версия

18.01.2005

Кто пишет на «заборе»?

Тэги: интернет, регулирование, лицензирование, законы

В конце прошлого года Конгресс США в очередной раз (с 1998 года) принял решение освободить интернет-операторов от налогов на коммерческие услуги по предоставлению клиентам доступа в интернет: до ноября 2007 года региональным и федеральным властям США запрещается облагать налогом провайдерскую деятельность при любом типе абонентского подключения. Это, по замыслу законодателей, будет способствовать развитию важной для страны телекоммуникационной индустрии и процессу информатизации общества.
А в это время на другом берегу океана, в России, государственные служащие ломают голову над другой проблемой – как наладить тотальный контроль над этим непонятным «интернетом». Например, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко намерен контролировать «применение интернета» чуть ли не с терапевтическими целями: по его словам, легкий доступ к информации посредством всемирной сети «порождает виртуальный мир, в который хочется уйти с головой», а это, в свою очередь, способствует возникновению серьезных социальных проблем.
Итак, что и как можно и нужно регулировать в интернете? Об этом мы беседуем с кандидатом физико-математических наук, председателем совета директоров Института развития информационного общества, первым заместителем генерального конструктора ГЦП «Электронная Москва» Юрием Хохловым.

интернет, регулирование, лицензирование, законы Юрий Хохлов: «Это как раз и есть интернет – сеть передачи данных, к которой нельзя предъявлять требования, какие данные по ней передают».
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

– Юрий Евгеньевич, с вашей точки зрения, как практика, занимающегося развитием инфраструктуры интернета, нужен какой-то специальный закон о развитии интернета или нет?

– Очень многие вопросы, которые возникают при обсуждении – нужно или не нужно регулировать интернет, как его регулировать, – они во многом зависят от того, что люди понимают под этим словом – «интернет». Именно поэтому иногда диву даешься, когда слушаешь высказывания некоторых наших политиков, которые не разобрались четко в том, что такое интернет.

Характерный пример. Очень часто в своих рассуждениях об интернете наши политики ссылаются на Тима Бернерса Ли как «основателя интернета». Но ведь Тим Бернерс Ли изобрел «всего лишь» веб (Web) – то есть возможность представлять информацию в виде гипертекстовых ссылок. Это две разные сущности – интернет и веб. Веб – это информационный ресурс, который осуществляется через сеть сетей, построенной на протоколе TCP/IP.

Настоящие же отцы-основатели интернета – Роберт Кан и Винтон Серф, которые еще в конце 60-х годов прошлого века придумали протокол TCP/IP (Transmission Control Protocol/Internet Protocol). Это как раз и есть интернет – сеть передачи данных, к которой нельзя предъявлять требования, какие данные по ней передают.

Что нужно регулировать в интернете – так это распределение вот этой номерной емкости, IP-адресов, и правильное использование доменных имен. Но регулирование интернета отнюдь не означает регулирование передающейся по интернету информации. Поэтому когда наш сенатор Людмила Нарусова говорит, что интернет полон «мусора» и давайте его контролировать, мне становится смешно: с таким же успехом можно говорить, что мусора полна телефонная сеть.

– Другими словами, есть интернет и есть те ресурсы, к которым я могу обеспечить доступ и передать их через интернет. Но вряд ли мы будем отрицать, что содержание (контент) сети иногда правомерно вызывает возмущение┘

– Совершенно верно. Поэтому и давайте говорить не только об интернете, но и о вебе как информационных ресурсах, к которым есть доступ через интернет.

Приведу аналогию. Мы идем по улице и на заборе видим оскорбительную надпись, то, что подпадает под соответствующий закон. Мы должны наказывать организацию, которая построила этот забор? Ответ, по-моему, всем очевиден. Нужно определять – и для этого у нас есть соответствующая правоохранительная система, – а кто же эту надпись написал.

То же самое с вебом. Давайте наказывать тех, кто создал этот ресурс, поставил его в электронном виде, сделал его доступным через интернет. И эти требования нужно адресовать именно к ним. Но не к тем, кто построил «забор».

– Но тогда прав Юрий Лужков и многие другие, кто призывает лицензировать все веб-сайты┘

– С моей точки зрения, лицензировать соответствующий веб-сайт – это означает сделать его официальным источником информации. Но тогда давайте проведем аналогию с печатным изданием. Я имею полное право написать некую книжку и издать ее за свой счет. Это мое авторское произведение, я полностью несу за него ответственность, но я печатаю это за свои деньги в авторской редакции. И ко мне можно применить действующее законодательство, если я, допустим, нарушаю нормы Конституции, если в моей книге содержится информация, за которую меня можно осудить. Но я никуда не должен идти и доказывать, что я хочу это дело опубликовать. У нас есть презумпция невиновности, мы отказались от политики цензурирования наших изданий. В равной степени электронные средства не добавляют новых сущностей с точки зрения нормотворчества.

– То есть даже существующего сейчас «офф-лайнового» законодательства, если его правильно применять к интернет-среде, к вебу, – уже вполне достаточно?

– Абсолютно правильно. Но есть несколько новых сущностей, которые приносят информационные технологии.

В нашем законодательстве, скажем, нет понятия «электронный документ», который был бы уравнен в правах с печатным документом. Нет нормально действующего механизма электронной подписи, который делает электронный документ равноправным с печатным документом в суде. И это действительно проблема. За рубежом эти белые пятна в законодательствах давно закрыты. Но это не регулирование содержания, того, что опубликовано в вебе.

Как, например, поступили в Швеции? Там уже почти десять лет происходит сканирование отечественной части интернета и создается национальный архив этого ресурса. И делается это прежде всего даже не в интересах правоохранительной системы страны, а исходя из понимания того, что много информации сегодня уже просто не существует в печатном виде – и это тоже национальное достояние, часть культуры. Чтобы она не пропала, шведы и создают такой национальный архив интернет-ресурсов. На этот архив можно было бы возложить и такую функцию, как верификация того или иного электронного документа: действительно, тогда-то и там-то эта информация была размещена в интернете. Кстати, это не требует уж очень больших затрат: в 1995–1996 годах объем всего мирового интернета был около 6 Терабайт. Ну пусть сегодня эта цифра увеличилась на порядок. Технологически это абсолютно осуществимо.

– И все-таки веб, интернет-сайты – это СМИ или нет?

– Это СМИ, если они ставят перед собой такую задачу. Если издатель конкретного веб-сайта хочет сделать этот сайт официальным средством массовой информации и получает соответствующую лицензию, тогда это – СМИ┘ Но стричь всех под одну гребенку – это абсолютно неправильно.

– Сама онтология сети интернациональна (трансгранична). Возможно ли вообще в этой ситуации «дисциплинировать» киберпространство сугубо национальными законодательными средствами?

– Задача заключается в том, чтобы иметь договоренности на глобальном уровне, а вслед за этим уже принять национальные законы. Классический пример – сайт «Кавказ-Центр». Он «переехал» с одного хоста на другой. И в той стране, куда он перешел на хостинг, нет законодательства, по которому его можно закрыть. У них есть законодательство, по которому оператор обязан оказать услугу передачи данных и оператора за это нельзя наказать. Что вы там разместите – это ваша ответственность.

– А какова ситуация с нормативно-правовым обеспечением развития интернета в Москве?

– Я не очень удовлетворен тем, как ведутся работы не только по правовому обеспечению развития интернета, но и шире – информационного общества в городе Москве.

Одним из барьеров в деле использования информационно-коммуникационных технологий государством и бизнесом является, например, наше федеральное и московское законодательство о проведении госзакупок на товары и услуги для органов государственной власти. Закон, который действует на федеральном уровне, и закон, который действует в Москве, – «О городском заказе» – были прописаны с точки зрения бумажной технологии: конверт, в который вы вкладываете заявку, второй конверт с предложением цены, вскрывать его можно в вашем присутствии и т.д., и т.п. И это означает, что вы не можете в онлайне осуществлять, например, сбор соответствующих предложений. Но самое главное – это означает, что вы не можете в онлайне организовать процедуру так называемого обратного аукциона, когда вы видите, сколько предложил ваш соперник, и предлагаете, зная свою себестоимость, товар за меньшую цену.

Западный опыт показывает: при проведении обратного аукциона в онлайновом режиме экономятся от 10 до 15 процентов бюджета, выделяемого на закупки. А Москва ведь закупает на миллиарды рублей ежегодно! Страна – на сотни миллиардов! Вот вам классический пример того, как электронные госзакупки через интернет могли бы экономить деньги бюджета и города, а с другой стороны, это была бы та цепочка, которая тянула бы использование информационных технологий бизнесом.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Президент поручил ОНФ взяться  за нацпроекты, КПРФ подала в суд  на интернет-выборы

Президент поручил ОНФ взяться за нацпроекты, КПРФ подала в суд на интернет-выборы

Иван Родин

0
667
Сопредседатели Минской группы ОБСЕ посетят в регион в конце мая - МИД Азербайджана

Сопредседатели Минской группы ОБСЕ посетят в регион в конце мая - МИД Азербайджана

0
800
Передача власти в Киеве затягивается

Передача власти в Киеве затягивается

Татьяна Ивженко

План команды Зеленского на первые 100 дней не нравится уходящему руководству Украины

0
1881
"Умный дом" в Европе и России

"Умный дом" в Европе и России

Александр Федотов

Как стимулировать интерес российских потребителей к искусственному интеллекту

0
1486

Другие новости

Загрузка...
24smi.org