0
10437
Газета Телевидение Интернет-версия

04.12.2013 22:07:00

Кинематографисты из “Оттепели” похожи на рекламщиков из “Безумцев”

Тэги: телевидение, оттепель, сериал


телевидение, оттепель, сериал

“Оттепель” с первых минут навевает мысли о сериале “Безумцы” - триумфе продюсерской воли МэттьюУайнера. История о рекламщиках с Медисон-авеню 60-х годов, которые живут, пьют, курят и немного работают на фоне исторических событий в США и мире, вычерчена так, будто композицию каждого кадра и сценария каждой серии вымеряли с миллиметровкой. 

Похождения Дона Дрейпера и коллег эхом отдаются в некоторых ракурсах, позах и даже героях “Оттепели”. С той лишь разницей, что Валерий Тодоровский снимал не драму, а комедию, легковесную, неровную, с трещинкой. У него кинематографисты 60-х говорят с интонациями героев фильма “Стиляги”, а живые вкрапления ругательств типа “иди в жопу” или “твою мать” звучат буднично, без экспрессии, словно сложные термины, которыми вне съемочной площадки никто не пользуется. Стиль, коллизии и даже герои - тоже из мюзикла “Стиляги”, только теперь они любят не Чарли Паркера, и не Вайду с Довженко или Эйзенштейном, как можно было бы подумать. Они просто любят себя и иногда - других. В первых сериях оператор Виктор Хрусталев (Евгений Цыганов), как Дрейпер в “Безумцах”, молчаливо мучается от того, что мир устроен неправильно. Но если американца в определенный момент утомляет погоня за мифическим успехом, то Хрусталев тихо копит в себе древнерусскую тоску от того, что любовь - ложь, а “киношный” мир состоит если не из одних подлецов, то еще и из глупеньких артисток. Впрочем, “внешняя” среда к творческим людям относится либо с еще более безмозглым восторгом, либо с пролетарской грубостью. Параллели можно проводить долго: Хрусталев, как и Дрейпер, циник и талантливый негодяй, который беспрестанно курит и пьет, равнодушно наблюдая, как рушатся жизни одних людей, а у других, наоборот, начинается подъем. Двух персонажей также роднят первая жена-стерва, ее временный седовласый возлюбленный и умная подросшая дочь.

Наблюдая за нескончаемым ретро-скоморошничеством, трудно отделаться от фразы Хрусталева, которую он говорит дочери после просмотра дипломной работы Евгения Мячина (Александр Яценко): “Скучно, да, но что-то в этом есть. Это ты другие “дипломы” не видела”. Не случайно герой Ефремова объясняет жене, что комедии из того, что ближе к жизни, никак не получится, а “Оттепель” хоть и сборник анекдотов или дружеских и не очень шаржей, но кино веселое, близкое к фильмам Гайдая, который, возможно, и является прототипом Ефремовского персонажа.

Правда, Тодоровский ушел от полноценных портретов, превратив сериал в альманах из правдивых и не очень историй, рассказанных когда-то свидетелями эпохи. Поэтому “Оттепель” напоминает детектив, в котором зритель должен найти не убийцу, а цитаты из фильмов середины XX века и черты различных советских кинематографистов. С временными связями в “Оттепели” все сложно. Сценарий, с которым бегают Хрусталев и Мячин, - явный намек на “Иваново детство”, хотя все остальные обстоятельства сильно отличаются от трудного и случайного пути Тарковского к экранизации Богомолова. Герой Цыганова иногда обретает пугающее внешнее сходство с Петром Тодоровским, но также может быть и Юсовым, и Рербергом, и другим крупным оператором того времени. Мячин, соответственно, назначен на место условного Тарковского. Пока в сериале встретилось лишь три человека, которые обитают под своими настоящими именами - эпизодически мелькнувшие Сергей Бондарчук и Татьяна Самойлова, а также внесценический персонаж Михаил Ромм.

Смешивая правду с вымыслом, Валерий Тодоровский выступает в качестве неуемного рассказчика, у которого есть за душой и байка про сломавшего копчик лауреата Сталинской премии, и история несчастной любви, и трагедия талантливого сценариста, который сиганул из окна. В этих анекдотах достаточно водевильных поворотов, преувеличений, но хватает и самоиронии. Особенно хорош сам Тодоровский в роли лицемерного режиссера, которому актриса на пробах заявляет, что она у м*даков не снимается. Здоровое умение посмеяться над собой в определенный момент подкупает, а сюжет с каждой серией все более лихо опутывает главных героев, обещая шекспировские страсти и, вероятно, много новых жертв. В качестве двигателя романтической линии выступает любовный треугольник, который складывается из Хрусталева, Мячина и студентки Марьяны “с глазами на пол-лица”.

“Оттепель” изрядно глумится над всеми составляющими создания фильма: кастингом, Худсоветом, важными для страны темами, творческими амбициями и работой актера над образом. Фраза “Я хочу понять своего героя” с каждым повторением вызывает все большую усмешку. Главная же ирония съемочного процесса - каждый считает, что снимает “Осколки” по выдающемуся сценарию хорошего автора, а то и лучшего друга, но часто из этого получается “Девушка бригадира”. “Оттепель” балансирует между этими крайностями, но девушек и “бригадирского” юмора в ней хоть отбавляй. Стилистика же сериала напоминает то тех же “Стиляг”, то ленты Гайдая и Меньшова, хотя внешняя идентичность тут играет не самую важную роль. Кажется, Тодоровскому все-таки удалось вписать лейтмотив “Безумцев” - бесконечное падение человека в дорогом костюме - в антураж советского искусства 60-х, когда многим казалось, что “это весна, а это «оттепель»”. Вероятно, и циник Хрусталев медленно, но верно падает в какую-то ему уготованную пропасть. Интересно, как скелет легковесного капустника перестроится для этой, пускай “маленькой”, трагедии.

Новый продукт “Первого” идеально вписывается в мечту о веселом старомодном сериале. Иронично, что есть такой популярный коктейль - “Oldfashion” (“Старомодный”). Его любит пить многократно помянутый Дрейпер: он проглатывает по несколько порций этого напитка в день - до, после и во время работы. “Оттепель” хоть и выделяется на российском телевидении за счет фактуры и сравнительной стройности, но рискует оказаться в той же американской пасти. Впрочем, с каждой серией пути Тодоровского и Уайнера расходятся все сильнее.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
346
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
440
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
353
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
300

Другие новости