0
756
Газета Неделя в обзоре Интернет-версия

04.02.2008 00:00:00

В экономике: Преемнику Путина предлагают сменить курс

Сергей Скляров

Об авторе: Сергей Скляров - заведующий отделом экономики "НГ".

Тэги: медведев, стабфонд, инфляция, политика, цены


Неуклонно приближающийся уход Владимира Путина с поста главы государства дал новое поле экономистам и даже действующим чиновникам для лоббирования идей если не по радикальной смене, то по значительной корректировке государственного курса в сферах, влияющих на развитие экономики. На прошлой неделе можно выделить сразу несколько событий такого рода.

Наиболее громким из них следует признать прозвучавшие в среду на традиционном ежегодном форуме «Тройки Диалог» призывы отказаться от жесткой конфронтации с Западом во внешней политике из-за ее негативного воздействия на экономическое развитие страны. С ними выступили не только иностранцы и независимые эксперты, но и вполне зависимые от Кремля вице-премьер и глава Минфина Алексей Кудрин, и глава РАО «ЕЭС» Анатолий Чубайс. Несмотря на то что их выступления в отличие от, скажем, уже давно не занимающего никаких официальных постов и потому не стеснявшегося в выражениях Егора Гайдара были выдержаны в предельно корректных тонах, вопрос о том, верным ли курсом идет страна, с готовым ответом, что неверным, ими был поставлен достаточно громко и ясно. Ограниченный чиновничьей этикой глава Минфина заявил, что «для обеспечения стабильного роста внешнеполитические ориентиры России должны быть уточнены уже в этом году». Более свободный в высказываниях топ-менеджер госмонополии Чубайс пояснил мысль двумя вопросами: «Сколько стоит России ее конфликтная внешняя политика? И готовы ли мы платить столь высокую цену за споры вокруг Британского совета в условиях ухудшения мировой конъюнктуры?»

Надо признать, что помимо закрытия отделений Британского совета у представителей экономического блока правительства и предпринимателей накопилось много претензий к излишне агрессивной внешней политике страны, пусть иногда она и маскируется под внутреннюю или даже санитарную политику. Это касается и излишне истеричной реакции на размещение элементов американской ПРО в Чехии и Польше, и «боданий» по поводу допуска инспекторов Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ к наблюдению за президентскими и парламентскими выборами. Можно вспомнить и непродуманные акции по запрету поставок польского мяса в Россию, связываемые с резкими высказываниями главы прежнего правительства в Варшаве, а также еще кучу других примеров того же толка.

В результате поведения Москвы, которая по определению Егора Гайдара ведет себя с другими странами как «не способный учиться на своих ошибках обиженный подросток», в мире начинают снова бояться, а то и мстить ей в ответ. Вот мы до сих пор и стоим который год в одном шаге от ВТО, нам не рады продавать какие-либо более или менее значимые активы в развитых странах. Россия также рискует остаться чуть ли не последней страной СНГ, в отношении которой США все еще не готовы отменить ограничивающую двустороннюю торговлю поправку Джексона–Вэника 1974 года издания. Так что с нашей внешней политикой, как говорят либералы, надо что-то решать – то ли дальше огрызаться и терпеть лишения, то ли искать компромиссы.

Менять, судя по всему, надо и подходы к инфляции. В четверг этот вопрос обсуждали на правительстве. Днем ранее ритейлерам снова навязали трехмесячную «заморозку» цен на социально значимые продукты, запретив при этом, несмотря на падение рентабельности, снижать их производство. Несмотря на такой государственный диктат, инфляцию все равно не удается удержать в приличных рамках – за январь она составит 2,4%, превысит четверть годового плана в 8,5%. Успешно проводимая все годы правления Владимира Путина политика по снижению роста цен дала сбой как раз к концу его президентства. Грядущему преемнику предстоит исправить допущенные при нынешнем президенте ошибки.

В четверг прекратил свое существование Стабфонд. Накопленные в нем 180 млрд. долл. были разделены между Резервным фондом и Фондом национального благосостояния. Раздел Стабфонда снова обострил дискуссию об эффективном использовании накопленных средств. Со среды по пятницу экономисты и топ-менеджеры компаний постарались напомнить населению, и, вероятно, прежде всего будущему преемнику, о том, что эти деньги можно не только хранить на черный день в низкодоходных гособлигациях других стран, наблюдая за тем, как их обесценивает инфляция, что выбрал Кремль под влиянием Кудрина. Вновь была предложена куча способов распоряжения «замороженными миллиардами» – от инвестирования в разных пропорциях в ценные бумаги компаний до расходования на инфраструктуру и кредиты для промышленности. Так что будущему президенту будет о чем подумать, решая вопрос, в чем продолжать, а в чем нет курс предшественника.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
898
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1208
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
939
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
776

Другие новости