0
1856
Газета Неделя в обзоре Интернет-версия

27.10.2013 17:58:00

В культуре: Парады военные и театральные

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Заславский – заведующий отделом культуры «НГ»

Тэги: образование, история, школа


образование, история, школа 17 октября прошёл открытый урок "История глазами российских школьников". Фото с сайта Министерства образования и науки РФ.

На прошлой неделе в Министерстве образования и науки прошло Всероссийское совещание учителей истории и обществознания, говорили, понятное дело, про историко-культурный стандарт и новый учебник по истории России. Его концепцию должны представить на утверждение уже на этой неделе, 30 октября, пока же замдиректора Российского военно-исторического общества Михаил Мягков говорил про необходимость формирования у школьников патриотизма и гражданственности, и в этой связи, полагает он, «военная история России, как никакая другая тема, способствует решению этой задачи». Он прав, конечно. И – поскольку речь не только об истории побед – он также и неправ. Это всё – уроки истории, а история – наука о сложном, поэтому даже странно слышать такие слова из уст человека, от которого, как я понимаю, сегодня кое-что зависит – в частности, и то, каким будет этот самый историко-культурный стандарт. «Если об армии по парадам судили», – написал когда-то, кажется, Роберт Рождественский. Вот и история России, в том числе и военная, – не одни только парады. И так странно, что в XXI веке приходится это уточнять.

Кстати, уж раз речь зашла о парадах и победных шествиях. В субботу в Москве начался очередной фестиваль «Сезон Станиславского» сразу двумя спектаклями звездных героев – выдающийся немецкий актер привез в Москву спектакль, который сам и поставил в берлинском Фольксбюне, «Мнимого больного» Мольера, а Люк Бонди показывает недавнюю премьеру венского Бургтеатра «Счастливые дни Аранхуэса». Дальше – спектакли Петера Штайна, Някрошюса, Персеваля. Сильная афиша. Одновременно назвали и имена лауреатов Премии Станиславского этого года: за педагогику отметили Веру Камышникову, за организацию театрального дела – Елену Камбурову (за создание Театра музыки и поэзии) и Эдуарда Цеховала, многолетнего директора Рижского русского театра, лауреаты-актеры – Алексей Вертков, Ксения Раппопорт и Сергей Курышев, главного художника Молодежного театра Станислава Бенедиктова наградили «За вклад в искусство русской сценографии», среди лауреатов – Юрий Бутусов, Алексей Петренко, Люд Персеваль… Достойные люди.

Но вот номинация «Театроведение и театральная критика», в ней два лауреата – Екатерина Дмитриевская, которая, несмотря на все бури и натиски, дождь, град и прочие финансовые и политические неприятности, тянет воз еженедельника «Экран и сцена». Я там не печатаюсь примерно с того самого времени, как Дмитриевская возглавила издание, но очевидных достоинств и героического подвижнического труда не могу не признать. Второй лауреат – Ольга Егошина за книгу «Первые сюжеты. Русская сцена на рубеже тысячелетий». Вот эта награда вызывает не то чтоб несогласие, но естественный вопрос, один: эта книга – про актеров, там есть главы и про Смоктуновского, и про Олега Борисова, Михаила Ульянова, Алесандра Калягина, Олега Табакова, Маковецкого, Хаматову, Тюнину, Пегову… Ефремова нет, искал – нашел о нем одно-единственное упоминание: в главе о Смоктуновском рассказывается в самом начале анекдот. Смоктуновский однажды сказал Олегу Николаевичу, что тот – первый актер Советского Союза. Ефремов смутился, поблагодарил, но тут же спросил: «А ты?» – «Ну, что ты, я актер космический», – ответил Смоктуновский. Ефремов – самый что ни на есть актер рубежа, то есть не только этих лет, но и предыдущих десятилетий тоже, конечно, как и Ульянов, Фрейндлих, Калягин… Борисов есть, а Ефремова – нет. Ефремова, сыгравшего в 88-м, наверное, не самую удачную, но точно важную для него и тогдашнего контекста роль Мольера, а в середине 90-х – Годунова, спектакль был неудачным, но роль-то – великая, а некоторые, в частности, Инна Соловьева, считала и спектакль если не великим, то точно – не рядовым. К тому же Ефремов много лет был президентом Фонда Станиславского, который и раздает награды. Так что это решение мне представляется чрезвычайно концептуальным.

Еще на минувшей неделе наконец объявили, что конкурс на реконструкцию Санкт-Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова планируется провести в первом квартале 2014 года – это слова руководителя Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации Александра Шабасова. Приятная новость, консерватория ведь за эту самую реконструкцию борется уже не первый год. Надеялись даже, что деньги выделят накануне юбилея, не вышло, но лучше поздно, чем никогда. И еще: история последних лет показывает, что накануне больших ремонтов и реконструкций в учреждения культуры – так опыт показывает – назначают новых руководителей. ГМИИ имени Пушкина, до того – ВГИК, да, в общем, иных примеров почти и не найти, – так что недавние разговоры о возможном появлении в консерватории нового ректора, возможно, не на пустом месте возникли. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Михаил Сергеев

Ядерное противостояние вытеснено войной чипов

0
537
Вокруг Путина началась большая рокировка

Вокруг Путина началась большая рокировка

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Приход Белоусова в Минобороны ставит вопрос о новом месте работы Патрушева

0
624
Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Ольга Соловьева

Госдума выполнила свою конституционную обязанность – утвердила состав вице-премьеров

0
549
Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Расцвет демократии в Госдуме при утверждении вице-премьеров выглядит политической спецоперацией

0
444

Другие новости