0
662
Газета В мире Интернет-версия

21.01.2000 00:00:00

Журналисты-подстрекатели

Владимир Козин

Об авторе: Владимир Козин - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, старший советник МИД РФ. Подготовленный им материал отражает личную точку зрения автора.


ПО ВСЕМ азимутам пропагандисты чеченских бандформирований ведут целенаправленное, хорошо скоординированное, в буквальном смысле слова, крупномасштабное пропагандистское наступление. Ведется оно на территории России - но одновременно и по всему миру, прежде всего в Европе и США. В России в СМИ периодически подбрасываются разного рода слухи и измышления, призванные опорочить российский воинский контингент, посеять недоверие к его командованию и одновременно вызвать стойкое неприятие действий федеральных сил со стороны местного населения. Но гораздо важнее другая сторона этой деятельности - та, которая ставит своей целью привлечь на свою сторону мировое общественное мнение. Очевидный факт: ведущие западные радиостанции и телекомпании предоставляют эфир исключительно чеченским сепаратистам и их сподвижникам, заведомо искажающим действительное положение дел на Северном Кавказе. Печально, что к этой кампании временами подключаются некоторые российские СМИ.

Как это происходит? В сопредельных с Чечней республиках, куда переместились чеченские временные переселенцы, основную агитационно-пропагандистскую работу проводят специально подготовленные эмиссары Грозного, в основном женщины, получившие из-за своей жесткой и агрессивной пропаганды среди этих попавших в беду людей прозвище "ичкерийские волчицы". Их основная цель - как можно дольше задержать возвращение к родным очагам вынужденных переселенцев. Для этого ими активно распространяются слухи о необустроенности их жилищ в освобожденных от бандформирований районов, о продолжающихся интенсивных обстрелах дорог и населенных пунктов, расположенных там, об использовании федеральными силами каких-то особо разрушительных видов вооружений. Свидетелем напористого тиражирования подобных "откровений" в лагерях вынужденных чеченских переселенцев мне довелось стать в ноябре прошлого года при посещении Ингушетии в составе лиц, сопровождавших посла Кима Тровина - тогда личного представителя председателя ОБСЕ, министра иностранных дел Норвегии.

В самой Чеченской Республике басаевско-хаттабовской пропагандой активно используются разного рода сфабрикованные "свидетельские" показания о "зверствах" российских солдат, о "многочисленных случаях мародерства" неких контрактников, о "непропорциональном применении" силы российскими солдатами. Главная задача таких "информаций" состоит, с одной стороны, в поднятии боевого духа участников все еще сопротивляющихся, но неумолимо тающих бандформирований, а с другой стороны, в ослаблении уверенности в полной победе федеральных и патриотически настроенных чеченских сил.

Вот эта дезинформация и "кормит" зарубежную аудиторию. Повторим: почему это происходит? Почему крайне предвзятыми выглядят столь многие информационные материалы, подготавливаемые некоторыми западными СМИ как по тематике развития ситуации в Чечне, так и за ее пределами - по так называемой гуманитарной проблеме, то есть проблеме, связанной с оказанием гуманитарной помощи вынужденным переселенцам, перебравшимся в сопредельные с Чечней республики - Дагестан, Ингушетию и Северную Осетию? Почему посещающие Северокавказский регион многие зарубежные корреспонденты используют в своих репортажах непроверенные факты, которые впоследствии включают в свои официальные заявления отдельные государства Запада и некоторые региональные организации? В подобных репортажах и заявлениях просматривается однобокая антироссийская направленность. Они никогда не смогут претендовать на объективный и непредвзятый подход. В них невозможно отыскать конкретных критических суждений в адрес чеченских сепаратистов и террористов, а часто появляющиеся не подкрепленные никакими фактами сведения о "неизбирательном" или "чрезмерном и неадекватном" применении силы российскими частями и подразделениями в Чечне свидетельствуют либо о преднамеренном незнании ситуации, либо о ее нарочитом искажении.

Представители западных СМИ никогда адресно не осуждали и, похоже, никогда не будут осуждать чеченских "борцов за свободу" за расстрелы мирных граждан - россиян и чеченцев на территории Чеченской Республики, никогда не возмущались и не будут возмущаться по поводу глумления над заложниками: путем отрезания слесарными ножницами или отстреливания пальцев у захваченных солдат и даже у несовершеннолетних детей. Западный корреспондентский корпус в России никогда не осуждал и, похоже, никогда не осудит лидеров чеченских бандгрупп за то, что они используют мирное гражданское население своей республики в качестве живого щита, а школьников - в качестве "пушечного мяса", делая из них новоявленных камикадзе для подрыва автотранспорта на дорогах.

Как свидетельствуют сами западные журналисты, это происходит отчасти потому, что они работают исключительно с боевиками или чеченскими "беженцами", полностью игнорируя другую сторону - участницу событий на Северном Кавказе, то есть имеют вполне конкретный социально-политический заказ: освещать события в регионе под определенным антироссийским углом.

По максимуму в западных СМИ и правительственных кругах эксплуатируется и другая - "гуманитарная проблема". Тиражируются утверждения о том, что гуманитарное содействие со стороны федерального Центра оказывается покинувшим Чечню в недостаточных объемах. Распространяются обращенные к Москве призывы не создавать препятствия по доставке в лагеря временно перемещенных лиц международной гуманитарной помощи, в то время когда к январю этого года в район Северного Кавказа уже беспрепятственно проследовал двадцатый по счету международный гуманитарный конвой. Трудно предположить, чтобы на Западе не знали, что доля российской помощи, выделенной на указанные цели, составила 95%, в то время как международная - только 5%. Следует добавить, что в регионе уже побывало девять делегаций различных международных и региональных организаций, но их инспекционные поездки так и не привели к существенному увеличению гуманитарного содействия извне. Как видно, тезис о "гуманитарной катастрофе" активно используется на Западе отнюдь не для того, чтобы оказать реальную гуманитарную помощь временным переселенцам из Чечни, а для того, чтобы накалить атмосферу вокруг данного вопроса, вызвать недовольство как среди этих людей, так и у мирового сообщества в целом.

Первоочередная тактическая цель сбора и распространения всех таких тенденциозных материалов и с военно-политическим, и с гуманитарным уклоном, очевидно, состоит в оказании весомой моральной поддержки сепаратистам, террористам и религиозным экстремистам, оперирующим в Чечне. В стратегическом же плане их авторы скорее всего ставят перед собой гораздо более радикальные задачи - вызвать у России комплекс глубокой вины за справедливое противодействие таким силам, посеять вражду на религиозной почве в Северокавказском регионе и столкнуть россиян с мусульманским миром, оторвать Чечню от России, начав поэтапную дезинтеграцию нашей страны. Содержание "войны слов", которую чеченские экстремисты и западные пропагандисты безуспешно ведут против России в связи с событиями в Чечне и вокруг нее, также сполна выдает истинные намерения ее "воинов": изолировать Россию на международной арене.

Интенсивно ведущаяся в Чечне и за ее пределами "агрессия слов", вероятно, требует более эффективных контрмер со стороны федерального Центра и сопредельных с Чечней республик, входящих в состав Российской Федерации. Полная победа "в поле", то есть при проведении антитеррористической операции на чеченской территории, будет легче достижима, видимо, при более оперативном и адекватном реагировании на информационную войну, развязанную чеченскими сепаратистами при активной поддержке определенных сил на Западе. Необходимо принять более решительные и конкретные меры по так называемой "информационной блокаде" в отношении той части западного журналистского корпуса, который ведет подрывную работу как на территории Чеченской Республики, так и в соседних с ней субъектах Федерации. Это вполне укладывалось бы в существующую международную практику, неизменно применяющуюся всеми странами тогда, когда они стремятся к наведению элементарного общественного порядка и укреплению стабильности на своей собственной территории.

И еще одно важное обстоятельство: если бы определенные круги на Западе, заинтересованные в бесконечном сохранении очага напряженности в Чечне, прекратили бы морально и агитационно-пропагандистски поддерживать чеченских боевиков, то мир и стабильность в Северокавказском регионе могли бы быть достигнуты гораздо быстрее.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
791
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1044
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
837
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
682

Другие новости