0
2226
Газета В мире Интернет-версия

16.05.2000 00:00:00

Военная доктрина ЕС

Тэги: ЕС


НА ПРОХОДИВШЕЙ в Брюсселе встрече высокопоставленных политиков и военачальников из 30 стран континента речь шла о конкретных путях реализации военной концепции в рамках ЕС. Главная задача, требующая неотложного решения, это взаимоотношения с НАТО как оборонным альянсом Запада и его европейскими участниками вне ЕС. Лишь половина стран, представленных на встрече, является полноправными членами этой крупнейшей в Европе организации многостороннего сотрудничества. С другой стороны, многие страны ЕС входят одновременно и в НАТО. Таким образом, неопределенным остается статус 6 стран Североатлантического альянса, среди которых Норвегия и Исландия, которые могут остаться "за бортом" военного сотрудничества в Европе. Турция, Чехия, Венгрия и Польша, как известно, приглашены к столу переговоров об условиях вступления в ЕС, и их положение несколько лучше. Окончательная ясность по данной проблеме будет внесена перед проведением саммита ЕС в Фейре, в Португалии, 19-20 июня.

По сути дела, собравшиеся в Брюсселе участники ЕС приступили к заключительной фазе в рассмотрении основных аспектов общей обороны и безопасности. Впервые командующие вооруженными силами из 15 стран - членов ЕС сели за один стол для разработки планов по созданию к 2003 году так называемого корпуса ЕС численностью до 60 тысяч человек.

Предполагается, что до полного построения военной доктрины и ее рабочих механизмов ЕС будет применять две формулы для сотрудничества в области обороны и безопасности с остальной частью Европы, не включая Россию, Белоруссию и Украину. Первая из них - "15 + 15", то есть ЕС в нынешнем виде, страны, приглашенные к переговорам, страны по вступлению в ЕС, а также Норвегия и Исландия. Другая формула выглядит как "15+6", то есть ЕС и 6 членов НАТО вне Европейского союза. В обоих случаях взаимоотношения между ними будут носить сложный характер. Наиболее ярким противником для устранения препятствий на пути к упрощенной форме сотрудничества выступает Франция. В Париже прямо говорят, что Норвегии и Исландии надо вступать в ЕС и нести бремя расходов наравне со всеми. Тем не менее военные структуры ЕС будут несостоятельны без систем стратегического и оперативного планирования, а также материальных ресурсов НАТО.

Брюссель-Осло

* * *

МИНИСТРЫ иностранных дел и обороны 16 стран - членов и ассоциированных членов Западноевропейского союза (ЗЕС) собрались в понедельник на двухдневную встречу, которая открылась в городе Порто на севере Португалии. Им предстоит обсудить последнюю фазу существования этой организации, которая с 1954 года была единственной автономной структурой европейской обороны.

С принятием Европейским союзом (ЕС) в декабре прошлого года новой Общей политики безопасности и обороны (ОПБО) ЗЕС (в который входят Бельгия, Франция, Германия, Греция, Италия, Люксембург, Голландия, Испания, Великобритания и Португалия, а также ассоциированные члены Турция, Ирландия, Норвегия, Исландия, Венгрия и Чешская Республика) потерял всякое значение даже в качестве организации-"посредника" между ЕС и НАТО. Сейчас министрам предстоит "подвести итоги деятельности ЗЕС" и передать его наследие вместе с существующими структурами в Европейский союз.

Встреча в Порто как таковая носит настолько дежурный характер, что многие министры стран ЗЕС просто-напросто проигнорировали ее. Формально речь еще не идет о похоронах отжившей свой век организации, а только о временном продлении деятельности ЗЕС до 2003 года. Как оптимистично утверждает португальский министр иностранных дел Жайме Гама, через три года ЕС будет в состоянии проводить общую политику безопасности и обороны, которая "позволит европейским странам осуществлять своими собственными силами операции по решению кризисных ситуаций".

По утвержденным в 1999 году планам, уже в 2003 году ЕС будет иметь возможность в течение двух месяцев отмобилизовать "силы быстрого реагирования в составе 60 тысяч военнослужащих, способные действовать в кризисной зоне в течение одного года".

По словам главы внешнеполитического ведомства Португалии, которая сейчас одновременно председательствует в ЕС и ЗЕС, Лиссабон ставит сейчас перед собой следующие основные задачи. Во-первых, способствовать интеграции функций ЗЕС в ЕС. Во-вторых, обеспечить совмещение этого процесса с проходящей в НАТО реформой, с тем чтобы сделать новую "европейскую армию надежным "европейским устоем Атлантического альянса". В-третьих, обеспечить поддержание активного диалога с государствами ЕС, не являющимися членами НАТО, и с европейскими союзниками, не являющимися членами ЕС. Эта задача, по утверждению Лиссабона, облегчается частично и тем, что в настоящее время генеральным секретарем ЗЕС является Хавьер Солана, отвечающий за внешнюю политику, безопасность и оборону в ЕС.

Министры обороны проанализируют в Порто итоги маневров CRISEX, которые стали первым тестом способности ЗЕС самостоятельно решать возникающие кризисные ситуации. В свою очередь, министры иностранных дел обсудят политические аспекты всех операций, в которых принимал участие ЗЕС (Хорватия, Албания и т.д.). В Порто также предстоит определить предварительно, какие структуры ЗЕС перейдут в ЕС, что на практике будет сделано только во втором семестре этого года, когда Франция станет страной - председателем в Европейском союзе.

Лиссабон


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Михаил Сергеев

Ядерное противостояние вытеснено войной чипов

0
350
Вокруг Путина началась большая рокировка

Вокруг Путина началась большая рокировка

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Приход Белоусова в Минобороны ставит вопрос о новом месте работы Патрушева

0
414
Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Ольга Соловьева

Госдума выполнила свою конституционную обязанность – утвердила состав вице-премьеров

0
352
Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Расцвет демократии в Госдуме при утверждении вице-премьеров выглядит политической спецоперацией

0
285

Другие новости