0
903
Газета В мире Интернет-версия

18.04.2003 00:00:00

Без визы ООН новый Ирак не состоится

Тэги: виза, оон, ирак, лавров


- Сергей Викторович, удастся ли все-таки вернуть решение иракской проблемы в ООН и в каком варианте?

- Да, это принципиальная позиция России, которую мы отстаиваем в Совете Безопасности ООН вместе с большинством остальных членов СБ. Иракская проблема сохраняет остроту, имеет много аспектов. Сейчас СБ начал активно заниматься новыми, гуманитарными проблемами, которые возникли уже в связи с военными действиями. Принята специальная резолюция, в которой подтверждена ответственность оккупирующих держав в соответствии с Женевскими конвенциями по обеспечению нужд гражданского населения.

В этой же резолюции был поддержан гуманитарный призыв Генсека ООН о необходимости добровольной помощи жителям Ирака. Кроме того, эта резолюция временно, на 45 дней, модифицировала программу "Нефть в обмен на продовольствие", поскольку многие грузы, которые в соответствии с подписанными контрактами уже были в пути, необходимо каким-то образом доставить иракскому населению.

На днях состоялись дебаты по ситуации в Ираке с участием всех государств - членов ООН, пожелавших в них участвовать, выступили представители примерно 70 стран. Сейчас неприсоединившиеся страны рассматривают вопрос о том, чтобы созвать Генассамблею с той же повесткой дня.

- Наблюдаются ли какие-либо перемены в позиции американской делегации?

- Нет, пока этого незаметно. Американские представители в ООН говорят то же самое, что мы слышим каждый день из Вашингтона: победившая коалиция, мол, намерена сама обеспечивать на первом этапе обустройство Ирака - до того момента, как власть можно будет передать новому правительству этой страны. Если такие планы реализуются, то именно оккупационные власти и понесут ответственность за развитие ситуации со всеми вытекающими последствиями.

Что касается формирования иракского правительства, то представители подавляющего большинства государств не видят иного пути легитимизации такого кабинета и оформления новых госструктур Ирака, кроме как через главенствующую роль ООН в этом процессе.

- В связи с войной в Ираке снова заговорили о кризисе, который якобы переживает ООН и, в частности, Совет Безопасности. Может быть, последние события подтолкнут делегации к возобновлению серьезной дискуссии о пересмотре работы и состава и ООН, и СБ, с введением в состав последнего таких государств, как Германия, Япония, Индия, Бразилия?

- Но ведь ООН не является некой абстрактной организацией, оторванной от государств, ее составляющих! Она настолько сильна и эффективна, насколько этого хотят члены ООН. И в данном случае мы имеем ситуацию, когда по крайней мере две страны - постоянные члены СБ решили действовать не только в обход СБ, но и в обход Устава ООН и резолюции СБ ООН. Они до сих пор так никого и не убедили в том, что война в Ираке - обоснованная, оправданная и справедливая. Так что, на мой взгляд, наблюдается скорее кризис в отношениях между этими странами и всеми остальными членами ООН.

Просматриваемое сейчас у Великобритании явное желание отвести ООН видную, если не центральную роль в послевоенном обустройстве Ирака, говорит о том, что некоторые члены военной коалиции понимают ошибочность своих действий, как это и было квалифицировано российским руководством.

Многие государства считают, что в состав СБ необходимо вводить новых постоянных членов, но большая группа стран, причем весьма солидных, предлагает расширять СБ только в категории непостоянных членов, то есть тех, которые избираются на два года.

Противоречие это очень серьезное. Россия занимает гибкую позицию, мы готовы поддержать любой вариант, вокруг которого сформируется консенсус, в том числе и придание статуса постоянных членов, например, названным вами государствам плюс обязательно одной из африканских стран. Готовы мы рассматривать и различные комбинации между этими двумя вариантами.

Главное в нашей позиции - чтобы в любом случае не пострадали прерогативы нынешних постоянных членов СБ. А в случае добавления новых постоянных членов в Совете Безопасности в равной степени должны быть обеспечены права и интересы не только развитых стран, но и развивающихся государств и регионов, чтобы не появились постоянные члены первого и второго сорта, ибо это крайне негативно восприняло бы большинство членов ООН.

- Как США относятся к возможной реформе СБ ООН?

- Сейчас американцы о реформе говорят крайне неохотно, хотя еще недавно относились к этому позитивно, призывая принять в качестве постоянных членов Японию и Германию. К присутствию в СБ постоянных представителей от развивающихся регионов США всегда относились весьма осторожно.

- В последнее время на Западе растет число политиков и экспертов, которые считают, что решение некоторых первостепенных мировых проблем в обозримом будущем могли бы взять на себя страны "большой восьмерки". Как вы воспринимаете эту идею?

- Если подходить к этому вопросу с точки зрения международного права, то такое невозможно. Я не думаю, что страны G 8 при всей своей совокупной мощи располагают той экспертизой, тем опытом и теми механизмами, которые есть у ООН и которые необходимы для решения острейших проблем современности, включая такие новые вызовы, как терроризм, наркоопасность, оргпреступность. По всем этим направлениям у "большой восьмерки" есть свои проекты и конкретные разработки, но глобальный характер подобных угроз не позволяет рассчитывать на то, что 8 стран смогут решить эти проблемы за все человечество и смогут обеспечить хотя бы собственную безопасность без опоры на подлинно универсальную структуру, какой является только ООН.

США сами весьма заинтересованы в ООН не только для борьбы с упомянутыми угрозами, но и для урегулирования региональных конфликтов. Весьма непростая обстановке складывается в Афганистане, где заинтересованность американцев в обеспечении центральной роли ООН очевидна. Ситуацию с ядерными программами КНДР они тоже хотят рассматривать на данном этапе только в СБ. То же самое касается конфликтов в Африке. Есть, наконец, очень сложный процесс ближневосточного урегулирования, которое можно решить только на основе резолюции ООН и при активной роли ООН.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
923
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1244
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
955
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
792

Другие новости