0
950
Газета В мире Интернет-версия

02.06.2008 00:00:00

Испытание Ходорковским

Тэги: юкос, медведев, ходорковский, фрг


Накануне первого визита президента России Дмитрия Медведева в Германию, намеченного на 5 июня, в Берлине подняли вопрос о судьбе экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского. Ходатаем по этому вопросу в Москве стал вице-канцлер и министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер.

Сенсацию преподнес журнал Der Spiegel. В публикуемом сегодня номере есть статья, анонсированная под заголовком «Штайнмайер выступает в поддержку отбывающего наказание в тюрьме российского нефтяного магната Ходорковского». Речь идет о беседе главы германского внешнеполитического ведомства с одним из адвокатов, представляющих интересы бывшего главы концерна ЮКОС. Фамилия защитника не называется.

Разговор состоялся в середине мая в Санкт-Петербурге в заключительный день российского визита Штайнмайера. Известно также, что последнего интересовала возможность перевода Ходорковского «из гуманных соображений» после двух с половиной лет заключения из Читинской области для дальнейшего отбытия наказания в Москву.

Президент РФ Дмитрий Медведев принимал Штайнмайера в Кремле до Санкт-Петербурга. Как сообщается, это был весьма дружеский разговор. Собеседники давно и хорошо знакомы друг с другом, с тех лет, когда один возглавлял администрацию президента, а другой – федерального канцлера. Неужто при таких отношениях Штайнмайер даже не намекнул в Кремле о своих планах при посещении Северной столицы?

Согласно источникам «НГ», сам факт санкт-петербургской встречи вчера был неофициально подтвержден в германском МИДе. Но тем более примечательно, что целых две недели не было ни малейшей «утечки» сведений о беседе Штайнмайера с адвокатом Ходорковского. И только сейчас через Der Spiegel эта информация наконец обнародована аккурат к первому европейскому визиту нового главы Российского государства.

Не исключено, что это определенный сигнал, подаваемый из Берлина Медведеву о том, что там его наряду с обсуждением актуальных вопросов двустороннего партнерства и международных проблем может ждать «тема Ходорковского». Ведь хорошо известно, что вопросы демократии и прав человека являются коньком федерального канцлера Ангелы Меркель, с которой у гостя из России и будут основные переговоры.

В Берлине обратили внимание на интервью главы российского правительства Владимира Путина газете Le Monde. Тем более что французские журналисты задали ему вопрос о Ходорковском. Путин ограничился тем, что решение о возможном облегчении условий содержания Ходорковского или о сокращении срока заключения Медведев как президент РФ «должен принять самостоятельно».

Весьма вероятно, что новому российскому президенту не избежать вопросов об этом в Берлине. Если уж не на самих переговорах, то после них, когда Медведев и Меркель вместе выйдут к прессе в ведомстве федерального канцлера.

Выбор путей для выхода на свободу у Михаила Ходорковского сейчас небогат – либо через помилование, либо через условно-досрочное освобождение. Насколько у бывшего главы ЮКОСа реален шанс быть помилованным? С этим вопросом «НГ» обратилась к писателю Анатолию Приставкину, который в бытность Путина президентом являлся советником главы государства по вопросам помилования. «Все от Ходорковского зависит, – сказал он. – Он не подавал на помилование. Причем, как я понимаю, по принципиальным соображениям. Он считает себя невиновным». В то же время, по словам Приставкина, сам смысл акта помилования в том и состоит, что человек осознал свою вину и просит его помиловать.

«Закон требует от кандидата на помилование полного признания своей вины, – пояснила корреспонденту «НГ» доктор юридических наук, профессор Института государства и права РАН Инга Михайловская. – Это первое. Второе – подавший прошение о помиловании должен иметь положительные рекомендации от администрации исправительного учреждения, в котором он отбывает наказание». Прошение и прилагающиеся к нему документы поступают на рассмотрение в региональную комиссию по помилованию. «Если все формальности соблюдены, дело направляется в администрацию президента, где его рассматривают люди из аппарата, дают свое заключение, – отметила Михайловская. – Но все эти заключения комиссии, сотрудников аппарата носят исключительно рекомендательный характер. Решение принимает президент». Президент может обойтись и без изложенной процедуры, дать иную оценку поведению осужденного. «Единственное, чего он не может, – помиловать нераскаявшегося», – отметила она. По ее словам, в этом кроется главная загвоздка для Ходорковского, для которого признание вины – не просто формальность, а принципиальная позиция.

Процедура получения права на условно-досрочное освобождение иная. Здесь решение принимает не президент, а суд. Первое условие – отбыть определенную часть наказания, – в случае с Ходорковским, приговоренным к восьми годам лишения свободы, это половина срока. Она истекла еще в октябре 2007 года. По словам Михайловской, прошение на УДО сначала рассматривает администрация колонии. Если у подателя прошения есть взыскания, до суда дело не дойдет. «У Ходорковского взыскания были, но они не вечные, они по истечении определенного срока снимаются, – пояснила юрист. – Администрация колонии имеет право снять их и досрочно. Так что для Ходорковского это не какое-то непреодолимое препятствие». Далее бумаги идут в суд. «Если администрация ходатайствует об УДО, суды, по статистике примерно 80–85%, дают добро, – рассказала профессор. – Но опять же во всех этих характеристиках есть такая трафаретная фраза, которая исходит из требований закона: свою вину осознал, твердо стал на путь исправления. Если осужденный вину отрицает, никакой суд ходатайство об УДО не удовлетворит». Так что и здесь все упирается в позицию Ходорковского.

Возможно ли помилование и УДО при условии существования второго уголовного дела, не дошедшего пока до суда? «По закону это не является ограничением», – подчеркнула Михайловская. Однако на практике это обстоятельство не в пользу тех, кто подает прошения на помилование или на УДО. «К примеру, закон обязывает суд при решении вопроса об УДО учесть все обстоятельства дела, – уточнила она. – Наличие второго уголовного дела, как правило, приводит к отказу в УДО». Случай с Ходорковским, по словам Михайловской, не исключение.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
669
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
855
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
717
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
580

Другие новости