0
3817
Газета В мире Интернет-версия

28.08.2015 00:01:00

Слухи о "жесткой посадке" китайской экономики преувеличены

Тэги: китай, волатильность, экономика, рынки, биржи, сша, юань, девальвация


китай, волатильность, экономика, рынки, биржи, сша, юань, девальвация Переменчивый китайский фондовый рынок вырос после пятидневного обвала. Фото Reuters

Вчера индексы китайских акций резко выросли, хотя до этого падали в течение пяти дней. Такая волатильность не прибавила инвесторам уверенности. Их нервируют слухи о возможном резком замедлении роста экономики. По мнению экспертов, паническому настроению способствует само правительство, которое ограничивает информацию о потрясениях на биржах. Между тем фундаментальные экономические показатели хорошие, и в нынешнем году увеличение ВВП, по официальным прогнозам, составит от 6,5 до 7%.

На восстановление китайских рынков повлиял подъем индексов на Уолл-стрит, где ожидают, что Федеральная резервная система с учетом волатильности в Китае и в странах, на которые он влияет, отложит подъем базовой процентной ставки, ожидавшийся в сентябре.

В то же время, как передает агентство Reuters, настроение инвесторов остается неустойчивым. Ведь в среду курсы снова упали, а если рассматривать пять дней, предшествовавших росту котировок, то получится, что потери вкладчиков составили более 20%. Держатели ценных бумаг не уверены, помогут ли меры по смягчению кредитной политики, объявленные в начале недели Народным банком Китая (НБК), стабилизировать экономику. Напомним, НБК в конце дня во вторник урезал процентные ставки и дал возможность банкам более свободно выдавать займы.

Беспокойство по поводу замедления роста усиливалось в течение всего года под воздействием отрывочных плохих сведений об экономике. На прошлой неделе, например, был опубликован официальный опрос менеджеров по закупкам. Он показал, что в августе активность на фабриках сократилась сильнее, чем когда-либо за последние 6,5 года. Неожиданная девальвация юаня, проведенная две недели назад, усилила подозрения, что Пекин встревожен уменьшением экспорта, который питал умопомрачительный рост экономики в течение двух десятилетий.

Не исключено, что потрясения на фондовом рынке частично объясняются отсутствием у китайского регулятора достаточно квалифицированного кадрового потенциала, утверждает Reuters. В период финансового кризиса 2008 года, когда Уолл-стрит сокращала рабочие места, Пекин заманивал талантливых финансистов китайского происхождения, работавших в США, призывая их помочь реформированию рынка акций КНР. Но к 2015 году блестящие специалисты, вернувшиеся в Китай, убедились, что их ожидания не оправдались. И они перешли на работу в частный сектор.

Бывший чиновник китайской Комиссии по регулированию ценных бумаг, входивший в группу из 20 выдающихся «возвращенцев», вспоминает, что комиссия призывала их принести жертвы на благо родины. Эти специалисты перевезли в Китай семьи, «хотели внести свой вклад», говорит он. Группу направили в Цзиньганшань, бывшую революционную базу, которую использовал Мао Цзэдун во время гражданской войны. Но традиции революции не вдохновили финансистов. Их заработки были в несколько раз меньше того, что они могли получать в частном секторе. Да и комиссия не очень высоко оценила квалификацию этих людей. Прошло несколько лет, но никто из «возвращенцев» не получил повышения. У некоторых даже нет конкретной должности.

Живописуя неприятности этой небольшой группы финансистов, зарубежные СМИ, возможно, преувеличивают роль фондовых рынков в стране. В беседе с «НГ» первый заместитель директора Российского института стратегических исследований Константин Кокарев отметил, что «акциями владеет 2% населения Китая. Еще 2% находятся в руках иностранцев. Колебания на фондовых рынках – явление временное. Оно не определяет основной тренд китайской экономики. Провала или, как еще говорят, «жесткой посадки» китайской экономики ожидать не следует. Фундаментальные показатели остаются здоровыми. На конец года можно прогнозировать рост в 7 или по меньшей мере 6,5%».

Тем не менее недооценивать политическое значение событий на фондовом рынке тоже не стоит. Пусть с акциями имеет дело относительно небольшое число людей, но они чрезвычайно активны и могут влиять на социальную атмосферу в стране. А власти почему-то дают очень ограниченную информацию в СМИ о потрясениях на биржах. Между тем в Гонконге и на Западе по этому поводу поднят большой шум. И образованные люди знают, что происходит, заключил эксперт.

Главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Яков Бергер говорит, что фондовый рынок в Китае слаб и почти не привязан к реальной экономике. Бывало, что экономика росла, а биржевые индексы падали. Или экономика падала, а фондовый рынок рос. Это чисто спекулятивный институт, существующий для того, чтобы зарабатывать и проигрывать деньги. В этом его специфика. Фондовые рынки в развитых странах отражают тягу крупных инвесторов к тому, чтобы прояснить определенные тенденции. Одни играют на понижение, другие на повышение. В Китае это не так. Крупные корпорации кредитуются главным образом через банки и кредитные учреждения, а не на фондовых рынках или бирже.

Вместе с тем взлеты и падения фондового рынка чрезвычайно неприятны для людей обычных, рядовых. Они видят, как некоторые компании быстро богатеют, и закладывают свои дома, чтобы поиграть на рынке. Бывают самоубийства. В социальном плане эти скачки чрезвычайно неприятны. Странно, что никто из высшего руководства не выступил с успокаивающими заявлениями. Регулятор, конечно, пытается уменьшить скачки, вливает большие деньги в краткосрочные банковские сделки, запрещает первичный выпуск акций новыми игроками. Но пока что эти меры недостаточны.

Между политикой, экономикой и фондовым рынком существует сложная зависимость. Любая неустойчивость в экономике, как и в политике, вызывает неприятные ощущения у инвесторов на фондовом рынке. Они не знают, чего ждать, возникает паника, которая сказывается на поведении фондового рынка. Это происходит на фоне замедления роста экономики. Оценки тут даются совершенно разные. Распространяются сведения, что замедление идет гораздо быстрее, чем говорят власти. Слухи подогревают биржевую игру. Но серьезные аналитики считают, что ресурсы китайской экономики для роста в 6–7% далеко не исчерпаны, подвел итог Бергер.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


100 ведущих политиков России в апреле 2024 года

100 ведущих политиков России в апреле 2024 года

Дмитрий Орлов

0
1899
Террористы делают ситуацию в Пакистане все более взрывоопасной

Террористы делают ситуацию в Пакистане все более взрывоопасной

Лариса Шашок

Исламистские группировки в стране наращивают активность и меняют тактику

0
1529
Современные драматурги собрались в Астрахани

Современные драматурги собрались в Астрахани

Вера Внукова

На ежегодной Лаборатории в театре "Диалектика" прочитали самые интересные пьесы участников конкурса "ЛитоДрама"

0
1254
Виктор Добросоцкий: жизнь как театр

Виктор Добросоцкий: жизнь как театр

Корнелия Орлова

Творческий вечер писателя состоялся в Московском доме книги

0
1426

Другие новости