0
1887
Газета В мире Интернет-версия

25.01.2016 00:01:00

Пекин и Тегеран решили увеличить торговлю в 10 раз

Тэги: уитай, иран, торговля


уитай, иран, торговля Фото Reuters

На встрече с председателем КНР Си Цзиньпином верховный лидер Ирана Али Хаменеи заявил, что не доверяет США, которые не ведут честную борьбу с терроризмом. Поэтому Иран желает расширять связи с «независимыми странами», такими как Китай. В то же время Пекин не пошел на установление тесных связей с иранцами в ущерб Саудовской Аравии. По мнению экспертов, Поднебесная добилась выгодных сделок, балансируя между соперничающими державами.

После завершения поездки Си в Иран китайские СМИ опубликовали серию материалов, показывающих, насколько успешным был вояж лидера КНР. Так, центральная партийная газета «Жэньминь жибао» пишет, что Китай и Иран повысили взаимоотношения до уровня всеобъемлющего стратегического партнерства. Кроме того, гость поддержал вступление Ирана в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) на правах полноправного члена.

В то же время агентство «Синьхуа» изложило заявление президента Ирана Хасана Рухани, который сказал, что визит обязательно станет вехой в истории отношений двух стран. Иранская сторона помнит оказываемую китайской стороной помощь и поддержку, благодарит Пекин за вклад в продвижение политического урегулирования иранской ядерной проблемы. В новых условиях Тегеран намерен активно участвовать в строительстве «одного пояса, одного пути», усилить координацию по международным делам. 

Эти комментарии по тону мало чем отличаются от репортажей, которые дают наши государственные телеканалы, когда рассказывают о поездках российского лидера в дружественные или, во всяком случае, невраждебные страны. Возьмем, например, формулировку о всеобъемлющем стратегическом партнерстве. Когда руководители РФ и КНР обмениваются визитами, они тоже говорят о стратегическом партнерстве. Возникает вопрос: значит, отношения Китая с Ираном подняты на один уровень с китайско-российскими отношениями?

В беседе с «НГ» главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Яков Бергер отметил, что «китайцы употребляют разные, несколько отличающиеся формулировки для характеристики отношений с разными странами. Например, Си Цзиньпин, выступая в Москве в МГИМО в 2013 году, говорил, что Россия и Китай установили отношения всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия».

Китайцы устанавливают отношения стратегического партнерства с огромным количеством стран. Но в случае с Россией применяются еще более патетические формулировки.

Что касается решения Пекина поддержать вступление Тегерана в ШОС на правах полноправного члена, то оно говорит о его стремлении расширить свое влияние и в ШОС, и в Иране. Пекин не хочет, чтобы ШОС была пророссийской или прокитайской. Но поскольку он располагает огромными ресурсами и делает упор не на геополитическую, а на экономическую роль ШОС, китайское лидерство в этой организации усиливается.

«Для Китая важно оказывать влияние на все составные части мусульманского мира – на суннитов и шиитов. Отсюда его стремление укреплять связи и с Саудовской Аравией, и с Ираном. Традиционная политика Китая – не склоняться ни на одну сторону. Они однажды попробовали опереться сначала на Америку, потом на Советский Союз. Теперь жесткий лозунг: не прислоняться ни к одной стороне, соблюдать баланс, при этом возвышаться самим», – подытожил Бергер.

Агентство Reuters напоминает, что Китай стал второй страной – постоянным членом Совета Безопасности ООН, чей лидер посетил Иран после подписания соглашения по его ядерной программе. В ноябре прошлого года в Тегеране побывал президент РФ Владимир Путин. Китай и Россия поддерживали санкции ООН по иранской ядерной программе, но они добивались отмены элементов этих санкций, чтобы продолжать торговать с Ираном. А теперь и Москва, и Пекин добиваются расширения экономического взаимодействия с ИРИ, выходящей из изоляции.

Но подходы у Пекина и Москвы разные. Для Китая Иран остается прежде всего поставщиком энергоресурсов. Россия заинтересована в кооперации в промышленности и на транспорте. В области атомной энергетики у нее есть хороший задел – действующая АЭС в Бушере, построенная с помощью российских специалистов. Но Китай выступает потенциальным конкурентом для России и для западных стран и в этой сфере. Во время визита Си было подписано 17 соглашений, в том числе по сотрудничеству в атомной энергетике. А в целом Китай и Иран собираются довести через 10 лет объем торгово-экономических связей до 600 млрд долл.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1123
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1544
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1156
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
965

Другие новости