0
1790
Газета В мире Интернет-версия

21.07.2016 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Надолго ли блэкаут в Испании?

Владимир Верников

Об авторе: Владимир Леонидович Верников – политолог, руководитель Центра иберийских исследований Института Европы РАН.

Тэги: испания, парламент, досрочные выборы, политический кризис


испания, парламент, досрочные выборы, политический кризис Фото Reuters

В Испании в конце июня состоялись досрочные парламентские выборы. Их результаты разочаровали своей предсказуемостью: ни одна из ведущих политических партий, прошедших в парламент, вновь не сумела добиться абсолютного большинства, чтобы сформировать, наконец, однопартийное правительство, и страна в очередной раз оказалась на несколько месяцев в подвешенном состоянии. Теперь предстоит формирование парламентских фракций, нелегкий выбор председателя и рабочих органов, а затем поиск лидера партии, который согласился бы ринуться в омут переговоров в поисках союза и союзников для создания коалиционного правительства большинства или даже правительства меньшинства, при заведомо известных политических предпочтениях или неприязни.

Предсказуемость нынешнего состав Конгресса депутатов – нижней палаты парламента вытекала из событий, происходивших в нем на протяжении предыдущих шести месяцев, когда расклад политических сил отражал новое состояние испанского общества, разочарованного экономической политикой предыдущих правительств как Народной, так и Социалистической партий, и отказавшего им в доверии. Избиратели поверили даже не столько выборным программам двух новичков политической сцены, в первую очередь партии «Подемос», сколько их медийным заклинаниям и популистским обещаниям радикальных перемен, вплоть до выхода из ЕС и НАТО, проведения нового референдума о независимости Каталонии и другим весьма экстравагантным лозунгам. В итоге обе традиционные партии - Народная и Социалистическая рабочая - оказались «ощипанными» и полностью зависимыми от политиканства парламентских попутчиков, что и не позволило им за полгода договориться о создании правительственной коалиции.

Так Испания неожиданно для себя самой на много месяцев оказалась в блэкауте. В политических сумерках, не суливших ей ничего хорошего, а, напротив, усложнявших принятие непростых решений по реформе и модернизации экономики и пенсионной системы, снижению бюджетного дефицита, улучшению трудового законодательства, повышению социальных гарантий и т.д. Иными словами, всех тех проблем, что ставились в вину прежним правительствам, но которые так и не смогло начать решать несостоявшееся левое коалиционное правительство.

Такое случилось впервые в постфранкистской истории Испании, и дальнейшие события показали, что отсутствие опыта и практики создания партийных коалиций для управления страной способны принести ей немало бед. Главная из них – жизнь без правительства. Объективной причиной невозможности его формирования стала не только фрагментированность Конгресса депутатов, но и идеологическая несовместимость всех четырех прошедших в него партий друг с другом.

Вернемся в март нынешнего года. Находившаяся у власти Народная партия отказалась от предложения главы государства – короля Фелипе VI создать правительство из-за объявленного ей бойкота всеми парламентскими силами. Многомесячные попытки социалистов договориться с неожиданно ворвавшейся в политическое поле ультралевой партией «Подемос» («Мы можем!»), к сожалению, не принесли результата. Другой новичок в парламенте – правоцентристская партия «Сьюдаданос» («Граждане») смогла найти с социалистами шаткий компромисс, но в сумме количество их депутатских мандатов не давало необходимого числа голосов для создания правительства большинства.

Спасти ситуацию могла «Подемос», но ее лидеры не раз категорически отказывались вступать в такую коалицию. И, как это было ясно с самого начала, априори был невозможен блок социалистов и народников. Этого никогда не простил бы нынешнему руководству левый «ядерный электорат» социалистов, против такого – даже временного союза! – активно выступали авторитетные бывшие лидеры партии Ф.Гонсалес, А.Герра, Х.Л.Сапатеро и другие.

Такова была экспозиция в парламенте в течение полугода после выборов. И потому главным виновником несостоявшегося первого левоцентристского «правительства реформ и прогресса» испанские политологи справедливо называют лидера партии Пабло Иглесиаса. «Подемос» не только отчаянно отстаивала свою предвыборную программу в переговорах с социалистами, но и категорически не соглашалась выступать в одной связке с «Гражданами». В итоге П.Иглесиас остался в гордом, но не завидном одиночестве.

Лидер социалистов Педро Санчес дважды терпел обидные поражения в парламенте при голосовании по приведению к присяге своего правительства меньшинства (в блоке с «Гражданами»). А ведь для достижения успеха было достаточно, чтобы единомышленники П.Иглесиаса не голосовали «против», а просто воздержались. Однако они оба раза упорствовали в своем отрицании, и теперь пожинают плоды недоговороспособности: от них уже отвернулись партнеры из двух региональных партий, а в канун досрочных парламентских выборов партия подверглась агрессивному информационному цунами со стороны правых сил в ряде печатных СМИ и на национальных TV каналах.

Лидеров «Подемос» обвиняли в корысти, финансовой нечистоплотности и «революционной левизне, которая несет угрозу демократии и стабильности в Испании». Как инструмент предвыборной борьбы в общественное сознание настойчиво внедрялся «фактор страха», и он, безусловно, сработал, сбив поддержку партии избирателями: даже в союзе с Едиными левыми она практически не увеличила свое представительство в парламенте. По мнению испанских социологов, синергетический эффект от их объединения должен был быть более заметным. Но, уверяют они же, против «Подемос» сработал и «эффект бумеранга»: еще до выборов избиратели были немало разочарованы упрямством, обструкционистской и агрессивной риторикой лидеров партии, обрекавших страну на новые выборы и новые бюджетные расходы.

Тактика всех политических партий на этапе «от одних выборов – до других», от декабрьских 2015 г.- до досрочных июньских, была сугубо прагматичной: никаких резких движений, никаких рискованных договоренностей, чтобы не растерять свой верный электорат. Никто не хотел уступать, демонстрируя приверженность декабрьским стартовым программам, которые объявлялись рубежной «красной чертой». И по существу никаких новых идей. Похвальная в иной ситуации верность принципам обернулась дорогой в никуда – на досрочных выборах ни одна партия так и не смогла добиться абсолютного парламентского большинства для создания своего правительства.

Прогнозный анализ развития ближайших событий в Испании неизбежно заставляет возвращаться к происходившим после декабря, о чем и шла речь выше, потому что нынешний парламент – калька предыдущего, в нем тот же расклад политических сил. Это значит, что и алгоритм их действий по конструированию коалиции будет таким же. Из первых поствыборных контактов лидеров партий следует, что образовавшуюся семь месяцев назад квадратуру круга из лидерских амбиций и идеологических шор никому пока разорвать не удается.

Социалисты априори заявляют о невозможности союза с народниками, предлагающими старые обанкротившиеся рецепты выхода из кризиса и не очистившимися от скверны вскрывшейся коррупции. Та же долгоиграющая пластинка требований взаимных уступок у социалистов и «Подемос», которая, в свою очередь, уже сейчас с порога отвергает возможность переговоров с народниками. «Сьюдаданос» тоже не видит себя в одном правительстве с народниками и сохраняет верность ранее заключенному союзу с социалистами. К этому дуэту считает для себя невозможным присоединяться капризная «Подемос». Повторение пройденного: как решить математическую задачу с заранее известным ответом – найти 176 голосов для формирования устойчивого правительства большинства.

«Скелеты в шкафах» на предстоящих переговорах лидеров еще ждут своего часа, но никто не знает, сколько их. К примеру, тот же референдум в Каталонии, который упорно отстаивает в своей программе «Подемос», но отвергают все остальные партии. Откажутся? Или требование ухода с политической сцены Мариано Рахоя, вторично выигравшего выборы, но с которым никто не хочет иметь дела. Решится ли на такой шаг руководство Народной партии, сумеет ли убедить своего лидера в самопожертвовании для сохранения партии у власти? Предстоят сложные переговоры в поиске компромиссов и уступок для возможных вариантов союзов и коалиций.

А если невозможных и несостоявшихся, что тогда? Вновь патовая ситуация и - трудно в это поверить! - вторые подряд досрочные выборы с тем же неприятным финалом – не то, чего ждет страна от нынешнего парламента. Много времени уже потеряно, и последние события в ЕС не обещают легкой жизни Испании, выбившейся из ритма выполнения взятых перед ним обязательств. После «Brexit», можно предполагать, усилится централизация экономического управления на наднациональном уровне, что усложнит Мадриду проведение давно требуемых реформ и новой экономической политики, за которые испанцы дважды за полгода голосовали. Значит, лидерам надо как можно скорее договариваться.

Многие обозреватели, оценивая произошедшее, заговорили о конце двухпартийной политической системы страны после поражения обеих традиционных партий – Народной и Социалистической рабочей на фоне успехов двух новых партий. О полевении электората и дестабилизирующем факторе каталонской «дорожной карты» обретения независимости. Но, на мой взгляд, преждевременно говорить о крушении двухпартийной системы в Испании.

В действительности традиционные партии на обоих выборах завоевали больше депутатских мест, чем все остальные, вместе взятые. Именно лидерам этих партий глава государства трижды доверял формирование правительства, а « дерзкие новички» даже теоретически не рассматривались на главную роль в исполнительной власти. Бесспорно, попадание два раза подряд в Конгресс депутатов с большим числом своих представителей делает честь обеим новым партиям, но пока они себя не проявили ни как эффективная оппозиция, ни в составе коалиционного правительства.

Напротив, навлекли на себя гнев и критику тех, кто увидел в их действиях политическую безответственность, личную нечистоплотность и подчинение интересов страны узко партийным интересам. Некролог бипартийности в Испании можно будет писать лишь после того, как любая из новых партий опередит в парламенте хотя бы одну традиционную. Куда сложнее спорить с тезисом о полевении испанского электората: очевидно, здесь объективно присутствует экономическая конъюнктура, и нужны годы и опыт работы левых сил во власти, чтобы избиратели сохранили к ним доверие.

А в эти дни в Конгрессе депутатов - броуновское движение. Что из него выйдет, скоро узнаем - 19 июля открылась первая сессия нового созыва. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
660
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
844
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
711
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
572

Другие новости