0
787
Газета Акцент Интернет-версия

10.02.2006 00:00:00

Хвала французскому королю

Тэги: театр, россини, премьера


театр, россини, премьера 'Путешествие в Реймс' поставлено с истинно имперским размахом.
Фото Наташи Разиной предоставлено пресс-службой Мариинского театра

12.02. «Севильский цирюльник». Гастроли Ростовского государственного музыкального театра. Большой театр.
17.02.2006. «Путешествие в Реймс». Гастроли Мариинского театра. Большой театр.

«Дорогой Бог! Я был рожден для оперы-буффа, и ты хорошо это знаешь! Немного сноровки, немного сердечности, вот и все, что для нее нужно. Будь же благ и подари мне место в Раю», – написал в партитуре одного из своих поздних духовных сочинений Джоаккино Россини. Сердечности и сноровки ему было не занимать, его комические оперы свели с ума сначала Италию, а затем Францию, он перебрался в Париж, имел здесь колоссальный успех, но вдруг┘ Никто, собственно, не знает, что именно произошло. Просто, будучи тридцати семи лет от роду, он без всяких видимых причин навсегда перестал сочинять для театра. Начиная с 1829 года и до конца своих дней (то есть примерно сорок лет) он вел светский образ жизни, принимал гостей, забавлялся изобретением новых кулинарных рецептов, временами писал духовные и светские пьесы, – но больше не создал ни одной оперы, и остается только предполагать, что было причиной его молчания.

На будущей неделе подобные догадки можно будет строить, вдохновившись двумя гастрольными постановками его замечательных опер-буфф. Под знаком «Золотой маски» пройдут спектакли Ростовского музыкального театра и Мариинки: 12 февраля ростовчане покажут «Севильского цирюльника», 17 февраля выступят петербуржцы (они привезут знаменитое «Путешествие в Реймс», поставленное совместно с парижским театром Шатле).

У Ростовского театра в этом году юбилей (75 лет), и поэтому мы сможем увидеть целых четыре гастрольных спектакля: «Мадам Баттерфляй» и «Леди Макбет Мценского уезда» уже были в Москве, «Орфей в аду» Оффенбаха и «Севильский цирюльник» Россини приезжают впервые.

Что до петербуржцев, то «Путешествие в Реймс» было поставлено в апреле в Мариинке, а совсем недавно, в декабре, этот спектакль побывал на гастролях в Париже. Если верить рецензиям Le Figaro, в спектакле поражает «чувство времени и синхронность, с которой действуют музыканты», и все это в условиях, когда между певцами и дирижером «нет зрительного контакта».

Опера эта была написана для исполнения на коронации Карла X. В ней всем миром воспевают французского короля: испанец, немец, итальянцы, русский граф, англичанин, польская маркиза и, конечно, парижские аристократы собрались в гостинице «Золотая лилия» (намек на королевскую лилию Франции), чтобы отправиться в Реймс на коронацию. Однако по такой прозаической причине, как отсутствие лошадей, в Реймс они не поехали и праздновать решили не выходя из отеля – каждый на свой лад поет песнь монарху, причем англичанин, например, исполняет гимн God Save The King.

Конечно, на премьере в 1825 году все это исполнено было с подобающим блеском и успех имело необыкновенный, но вскоре после того, как отшумели торжества, Россини забрал партитуру из театра, и она где-то затерялась. Правление Карла X, несмотря на все оперные напутствия, как известно, длилось недолго: настал революционный 1830 год, и король вынужден был отречься от престола, а потом уехать за границу. Для Россини это означало прекращение контракта с театром, но не только. Он не спешил найти новые заказы и внимательно наблюдал за тем, что происходило в опере и на концертах.

А происходило вот что: с огромным успехом шел «Вольный стрелок» Вебера, произвела фурор «Фантастическая симфония» Берлиоза, знаковым сочинением стал «Роберт-Дьявол» Мейербера, – то есть парижское общество теперь интересовали совсем иные образы. Горожане по-прежнему каждый вечер наводняли театры – но только там теперь гораздо реже давали оперы старого образца. Стиль, который любил Россини, оставался в прошлом, а принять новые правила игры он не хотел. Получается, что именно «Путешествие в Реймс», пока не обладая той популярностью, которая свойственна «Цирюльнику» или «Золушке», как будто намекает на разгадку молчания Россини: опера открывает череду парижских сочинений этого автора и обозначает начало правления Карла X. По стечению обстоятельств конец этого правления привел к завершению оперной карьеры Россини.

Оперу не исполняли со времен премьеры вплоть до 1984 года (тогда она прозвучала на фестивале в Пезаро под управлением Клаудио Аббадо). Мы же увидим постановку Алена Маратра (режиссер) и Пьера-Алена Бертола (художник), дирижировать будет Туган Сохиев, петь – солисты Мариинского театра (среди них, например, Лариса Юдина, успевшая прославиться в партии графини де Фольвиль).


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1132
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3068
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1731
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2082

Другие новости