0
880
Газета Архивные материалы Интернет-версия

01.01.2007 00:00:00

Робер Лепаж


≈ Станиславский, когда ему что-то не нравилось, говорил «Не верю!». Есть ли что-то такое в театре, во что не верите вы?

≈ О, да. Я не верю в фальшивый реализм. Тем не менее есть много вещей, в которые верю, ≈ прежде всего в честность. Для меня не важно, хорошо играют или плохо. В том, что я вижу на сцене, должна быть честность. Не правдивость, а правда, и если правды нет, то я тоже буду кричать: «Не верю!». Еще надо учитывать, что Станиславский жил в эпоху, когда не было телевидения. Мне кажется, если бы он жил сейчас, он работал бы совершенно по-другому. Не знаю, как в России, но в Канаде телевидение создает бесконечно фальшивую реальность. Все ТВ-драмы, ТВ-переживания ≈ все делается с претензией на то, что телереальность копирует жизнь. На экране телевизора ≈ как в жизни, все вроде бы настоящее, бесконечные реалити-шоу, заполонившие эфир. А на самом деле это ≈ абсолютная фальшь. Главное ≈ чтобы подобного не было на сцене. Мы же можем этого избежать.

≈ Самая фальшивая реальность ≈ это телевизионные новости.

≈ Да-да! Не знаю, как у вас, а у нас очень часто люди правду считают вымыслом, а глядя на вымысел, принимают его за правду.

≈ Недавно в интервью нашего выдающегося кукольника Резо Габриадзе я прочитал как раз об этом. Он говорит о своих ощущениях ≈ о том, что в детстве по книжкам, ему кажется, он знал об Африке больше, чем сегодня, когда телекамера влезает в любую самую далекую африканскую хижину и заглядывает там во все углы.

≈ Так и есть, это очень точное замечание. Между прочим, то же самое происходит и в музыке. Даже поп-музыка раньше была, если хотите, насыщенней. Сегодня все, что не сумели выразить музыкой и словами, с лихвой дорисует картинка. Если ты смотришь телевизор, тебе вообще не надо напрягаться: тебе все покажут, картинка все расставит на свои места. Нам дают всю пищу уже пережеванной и за нас эту еду распробовали.

≈ Питер Гэбриэл однажды сказал про вас, что Лепаж создает театр для тех, кто не любит театр. Вы с этим согласны?

≈ Мне кажется, что театр ≈ самое демократическое искусство, высшая его форма. Надо стараться делать так, чтобы между зрителями создавалось некое сообщество.

≈ Глядя на ваших актеров, все время ловишь себя на мысли, что они играют по всем правилам психологического театра, в нашем понимании ≈ по системе Станиславского. Вы-то так считаете?

≈ Конечно, метод Станиславского здесь знают, и так или иначе все мы воспитаны на нем. Единственное, что надо помнить: в Канаду система Станиславского пришла уже из Америки и вдобавок через кино. А то, как они применяют ее в кино, ≈ это совершенно другая история. Так что система Станиславского и американское видение системы Станиславского ≈ две разные вещи. Тем не менее в какой-то момент они сходятся. Поскольку мы здесь считаем себя европейцами и Квебек ≈ такая маленькая Европа, то к нам, в нашу театральную практику, пришли сразу две системы Станиславского┘

≈ И какой же вы пользуетесь?

≈ Надо сказать, что американцы в «систему Станиславского» надергали в первую очередь то, что им было нужно для кино. И потом она уже из кино пришла в американский театр в сильно деформированном виде. Поэтому американский театр очень кинематографичен и меня не очень интересует. Несмотря на то что и в России, и в Европе система Станиславского использовалась потом в кино, все-таки она гораздо более театральна. Если вы посмотрите на испанского или немецкого артиста, обязательно заметите: когда актеры выходят на сцену, они отдают себе отчет в том, что выходят на сцену. Североамериканская манера игры ≈ очень расслабленная, натуралистичная. Должно быть, как в жизни┘ Иногда они становятся уж слишком натуралистичны. Один африканский артист в нашем разговоре сказал: «Мне все время кажется, что они на сцену выходят, как на пляж». Согласитесь, есть разница в энергетике между тем, когда выходят на сцену как на пляж и когда выходят на сцену как на сцену.

≈ Как человек, который однажды находился под подозрением, скажите: что такое ≈ чувствовать себя подозреваемым? Что вы переживали, когда на вас пало подозрение в убийстве своей знакомой? И что вы почувствовали, когда нашелся настоящий убийца?

≈ Вы вспоминаете историю с «Детектором лжи» (драматическая история легла потом в основу фильма Лепажа «Детектор лжи». ≈ «КС»)? Да, это был тяжелый период в жизни. Очень важной в тот момент для меня стала мысль: что есть правда, а что ≈ нет. Я знаю, что в России долгое время это было вообще главным вопросом. Пережив этот опыт, когда с меня были сняты все подозрения, я испытал, конечно, огромное облегчение. Но я многому научился. Тогда вопрос о том, что же такое правда, очень меня занимал. И после всего случившегося я уже не мог остаться прежним.

≈ Очень многие русские писатели писали на эту тему. Почему вы все-таки не обратились к чужому литературному опыту, а начали работу над своим собственным «Детектором лжи»?

≈ Я не помню, есть ли в фильме ссылка на уже упомянутые вами слова Станиславского ≈ «Не верю». А что такое правда в театре, на сцене? Я попытался ответить на это, опираясь на слова Пикассо: «Искусство ≈ это большая ложь, необходимая для того, чтобы лучше выразить правду». Я чувствую себя очень свободным в своей лжи на сцене для того, чтобы рассказывать правду.

≈ У Станиславского было место, с которого он смотрел спектакли. Оно, кажется, и сегодня отмечено специальной табличкой. Есть ли у вас такое место, «с которого» вы ставите спектакль и смотрите его?

≈ Да, конечно. В том-то и дело, что я все время сижу на одном месте! Это ужасно. В моем театре, где сцена открыта и где все видно, как раз не надо было бы сидеть на одном месте, о чем все время забываю и недостаточно перемещаюсь. Вот вчера случайно сел рядом с вами посмотреть спектакль┘ И что увидел! Это вообще не тот спектакль, который я ставил!

Квебек–Москва

Робер Лепаж, как и Станиславский, случается, не верит.

Кресло Станиславского, сидя в котором великий реформатор сказал однажды, что театр начинается с вешалки,

и много раз кричал: «Не верю!»

Новый спектакль Лепажа ≈ «Липсинх» ≈ выйдет в феврале и будет идти 9 часов.

Здесь нет ни настоящих родителей, ни настоящей любви: везде и во всем ≈ дублеры.

По рукам: и племянница отдана в публичный дом...

Тема спектакля ≈ дубляж, в данном случае ≈ кинематографический.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Ольга Соловьева

Путин поставил перед кабинетом министров задачи на 2026 год

0
766
В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

Екатерина Трифонова

Широкие массы юристов не хотят ограничивать свою профессиональную деятельность

0
717
Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Михаил Сергеев

В субъектах РФ растет раздражение ухудшающимся состоянием дорог и здравоохранения

0
833
IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

Анастасия Башкатова

Глубина проникновения искусственного интеллекта в российскую экономику оказалась поводом для дискуссий

0
730