За кадром решается судьба маленького человека Майкла Ларсона (в центре), оказавшегося умнее голливудских боссов. Кадр из фильма
В российский прокат выходит биографическая трагикомедия Самира Оливероса «Как стать миллионером», основанная на истории случившегося в 1984 году на американском игровом телешоу скандале. Главную роль – человека, который сумел одновременно и честно, и не совсем по правилам выиграть огромную сумму денег, – исполнил Пол Уолтер Хаузер, а ведущего викторины сыграл Уолтон Гоггинс, звезда недавно вышедшего третьего сезона популярного сериала «Белый лотос».
Однажды на кастинг передачи «Press Your Luck», смысл которой сводился к тому, что большую часть времени игроки должны были попросту нажимать на кнопку и надеяться, что на огромном светящемся табло выпадет денежный приз, приходит несуразный бородач. Сперва он и вовсе представляется чужим именем, так как в студию приехал без записи, – этот обман быстро оказывается раскрыт, однако странный тип успевает чем-то привлечь внимание продюсера. То ли внешним видом – он одет почти как подросток, в шорты, при этом носит бороду и густую седую шевелюру, – то ли сумбурной историей про свой грузовик с мороженым, любовь к жене и дочке и, конечно, к передаче, в которой хочет поучаствовать. Так Майкл Ларсон (Хаузер) становится одним из тройки игроков и, приобретя в комиссионном магазине пиджак и рубашку, приходит на съемки. Где непостижимым (до поры до времени) образом раз за разом, нажимая кнопку, умножает свой выигрыш. Когда сумма превышает предыдущий рекорд и переваливает за пару десятков тысяч долларов, продюсеры, режиссеры, даже ведущий Питер Томаркин (Гоггинс) начинают подозревать неладное и всеми способами пытаются вывести Ларсона на чистую воду. Не веря, что он просто самый удачливый человек Америки.
Сюжет фильма, как это часто бывает, одновременно и следует реальной истории, и в какой-то степени приукрашивает ее – точнее, художественно домысливает и дополняет деталями. Личная история экранного Ларсона, отличная от реальной и связанная с его семьей и жизнью в Огайо, откуда он приехал в Лос-Анджелес ради участия в викторине, становится ключевой для драматического конфликта картины. И рычагом для манипуляций, которые продюсеры, находящиеся за кадром и переживающие, что какой-то неизвестный тип, мошенник, оберет телеканал до нитки, пытаются использовать, чтобы вывести Майкла из игры. Хотя на деле они попали в собственную ловушку – ведь то, что не запрещено правилами, не является нарушением, как и тот факт, что принцип самой викторины предполагает, в теории, бесконечное количество нажатий кнопки и безграничный выигрыш. Впрочем, и бесконечная удача одного игрока – слишком подозрительно.
Стилизованная под ретроизображение картинка погружает в напряженную атмосферу, царящую на съемках. Телевидение – конвейер, передачи штампуются одна за другой, а находящиеся за кадром авторы контролируют реакцию зала и зачастую ход самой игры так, чтобы зрителям было интереснее смотреть это в эфире. Тут же перед мониторами решается судьба маленького человека Майкла Ларсона, оказавшегося умнее голливудских боссов, – и то, как порой жестоко они обращаются с ним, манипулируя самым сокровенным, не может не вызывать сочувствие.
Нельзя не отметить весьма удачный кастинг – не только из-за внешнего сходства актеров с реальными прототипами их героев, но и благодаря проработке характеров, среди которых не оказывается в итоге совсем уж проходных и фоновых. Понятно, что львиную долю внимания перетягивают на себя по-разному харизматичные Хаузер и Гоггинс. Первый – своей неуклюжестью, безобидностью, которая выглядит настораживающей, и вместе с тем скрытой импульсивностью, свидетельствующей о том, что его жизнь не так проста, как можно подумать. Второй – артистизмом, широченной улыбкой неунывающего ведущего, который не должен терять лицо даже в самой патовой ситуации. Однако нельзя не отметить и двоих соперников Майкла в исполнении Брайана Джератти и Патти Харрисон, чьи истории также невольно влияют на развитие основной, и, конечно, группу создателей шоу – прежде всего актеров Дэвида Стрэтэйрна и Шамира Андерсона, чьи герои становятся настоящими кукловодами, а их конфликт, невидимый ни игрокам, ни аудитории в студии, определяет исход. Впрочем, и тут Майклу удается всех обыграть, рискнув собственным призом. И оказывается, что все-таки он удачливый, а возможно, и самый удачливый человек в Америке.