0
3422
Газета СНГ Печатная версия

13.04.2007 00:00:00

Украину пытаются превратить в Югославию

Тэги: мороз, украина, ющенко


мороз, украина, ющенко Александр Мороз выбирает закон.
Фото Reuters

Председатель Верховной Рады Украины Александр Мороз – ключевая фигура в системе украинской власти. В то время как главные политические игроки уже пытаются договориться о досрочных выборах, он остается их принципиальным противником. Почему, он объяснил на страницах «НГ».

– В России внимательно следят за внутриполитической ситуацией на Украине. Как долго продлится противостояние между ветвями власти, и не приведет ли оно к пересмотру политической реформы?

– Вы задали вопрос абсолютно точно. Речь идет о противостоянии ветвей власти и ни о чем ином. В данном случае улица – лишь аргумент в пользу одной и другой стороны, хотя сами участники уличных акций достаточно индифферентны, и это необходимо осознавать.

Противостояние продлится до тех пор, пока стороны не убедятся в необходимости руководствоваться чем-то неизменным, от чего можно отталкиваться. Такой константой является Конституция. До тех пор, пока мы не войдем в правовое русло, интриги и противостояние будут продолжаться.

Необходимо отметить, что за пределы Конституции вышел президент Украины Виктор Ющенко. В этом причина обострения противостояния. Можно анализировать источники такого поведения президента, но суть сводится к тому, что он вышел за пределы конституционного поля. Вследствие этого под угрозой оказалась и политическая реформа, хотя чем дальше, тем больше людей осознают ее необходимость, неизбежность и безальтернативность. Но поскольку перспектива для Украины есть только при условии реализации политреформы, убежден, что мы ее завершим успешно. Другого пути нет.

– В чем, по вашему мнению, главная причина неспособности политических сил договориться?

– Особенность ситуации заключается в том, что не внутренняя или внешняя политика страны является причиной разногласий. Основная причина – в неспособности политических сил договориться, в амбициях отдельных политиков, в слиянии бизнеса с властью, в использовании власти как инструмента для решения бизнес-вопросов. Эта порочная схема закладывалась на протяжении всех лет существования независимой Украины. Инструменты власти достались одним, а у других остались претензии на эти инструменты. И поэтому дискуссии по поводу отдельных направлений внутренней или внешней политики являются часто прикрытием истинных намерений. Сказал бы конкретнее: сегодня представители «Нашей Украины» – партии президента – возглавляют 24 из 25 областных администраций, 99 процентов районных администраций, но на парламентских выборах 2006 года эта политическая сила не набрала достаточного количества голосов избирателей для получения власти в парламенте, правительстве, центральных органах власти. Естественно, имея в руках такой инструмент власти, как институт президента, они хотели бы занять высокие посты не только в местной, но и в центральной власти, а для этого необходимы другие результаты выборов. Но этого не произойдет, поскольку «нашеукраинцы» еще до реализации первого этапа политреформы в 2005–2006 годах, обладая возможностями безраздельного правления, утратили доверие населения. В этом также причина конфликта.

– Если до даты выборов Конституционный суд не примет решение о законности президентского указа, успеют ли партии, входящие в состав коалиции, должным образом подготовиться к выборам? Или же вы намерены игнорировать их независимо от решения КС?

– Мы не пойдем на незаконные выборы. Положения указа президента являются нарушением Конституции и не могут быть выполнены на законном основании. На это четко указал парламент в своем постановлении. Идти на незаконные выборы бессмысленно хотя бы потому, что это опасный прецедент, позволяющий в будущем любому президенту назначать выборы в зависимости от того, нравится ему состав парламента или нет. Таким образом можно «доголосоваться» до ситуации в бывшей Югославии.

Отмечу, статья 90 Конституции, которая предполагает только три основания для проведения досрочных выборов, была введена в текст Конституции на случай, если избранный волей народа парламент не способен работать. Тогда досрочные выборы проводятся в течение 60 дней, что позволяет сохранить преемственность работы избирательных комиссий, списки всех субъектов избирательной кампании и т.д.

То, что предлагается сейчас, – чистая афера, тем более что законопроект о реестре избирателей будет готов к рассмотрению только осенью нынешнего года. Есть еще много обстоятельств, подтверждающих, что выполнить в течение 60 дней все процедуры, предусмотренные законом о выборах, невозможно. Тем более учитывая, что это фактически новая избирательная кампания.

– Верховная Рада обратилась за помощью к мировой общественности. С кем конкретно вы проводили консультации или переговоры?

– От имени парламента мы официально обратились ко всем главам государств и правительств, к парламентам европейских и других стран, к странам – гарантам безопасности Украины, в том числе и к России, ко всем международным институтам. Поддерживаем контакты с Европарламентом. 11 апреля у меня состоялись встречи с вице-президентом Европарламента Мареком Сивецом, с бывшим президентом Польши Александром Квасьневским, я беседовал с председателем ПАСЕ Рене ван дер Линденом и генеральным секретарем СЕ Терри Девисом, другими ответственными политиками. Украина самостоятельно справится с разрешением кризиса, но нам хотелось бы, чтобы эти влиятельные политики выступили в роли посредников или наблюдателей и объективно оценивали происходящее на Украине.

– Каковы юридические и политические последствия опроса о готовности Украины вступить в НАТО и ЕЭП? Считаете ли вы идею проведения референдума о вступлении Украины в НАТО своевременной?

– Опрос, который проводят коммунисты, не имеет юридической силы, и политические последствия его незначительные. Все прекрасно понимают, что в опросе принимают участие соответствующим образом ориентированные люди, имеющие определенные убеждения. В данном случае важно, каково соотношение этих людей к общему количеству населения. Чтобы уяснить позицию украинских граждан, лучше воспользоваться социологическими опросами, данные которых подтверждают, что подавляющее большинство населения против вступления в НАТО. Тем более не надо рассматривать НАТО и ЕЭП как альтернативу. Это совершенно разные вещи, и не нужно их искусственно сводить воедино.

Несмотря на то что идея референдума о вступлении Украины в НАТО сегодня является раздражителем и в определенной мере предполагает углубление раскола общества по убеждениям, он должен состояться исходя из норм Конституции – раз собраны подписи, референдум надо проводить.

Случись досрочные выборы, их необходимо проводить одновременно с выборами президента Украины и референдумом по НАТО, чтобы потом не было спекуляций вокруг внешнеполитического выбора страны.

– На ваш взгляд, не было ли принятие конституционной реформы преждевременным? Возможно, Украина просто не готова еще к парламентско-президентской форме правления?

– Убежден, реализация первого этапа конституционной реформы была своевременной, возможно, даже запоздалой. Нам не удалось отстоять все ее позиции, принимая Конституцию в 2006 году, поскольку при ее введении в действие уже началась узурпация власти и значительная часть парламента находилась под влиянием президента.

Чем скорее вступят в силу нормы демократии, баланса властей, противовесов и сдерживаний, тем более ответственной и подконтрольной народу будет власть, тем легче будет бороться с коррупцией, защищать права человека и обеспечивать возможности для успешного развития Украины во всех сферах жизни.

Киев


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российские автомобилисты станут пользователями, которые платят дважды

Российские автомобилисты станут пользователями, которые платят дважды

Анастасия Башкатова

Правительство бросит триллионы на инфраструктуру

0
1741
Пандемия уменьшила поток российских абитуриентов за рубеж

Пандемия уменьшила поток российских абитуриентов за рубеж

Анатолий Комраков

Несостоявшиеся студенты иностранных вузов увеличили платный прием в РФ

0
1145
В президентском Послании может появиться второе бюджетное правило

В президентском Послании может появиться второе бюджетное правило

Михаил Сергеев

Поставленные главой государства задачи часто не решаются много лет

0
1863
Большинство гостиниц 3* и 4* в Краснодарском крае и Крыму подняли цены на 20–30%

Большинство гостиниц 3* и 4* в Краснодарском крае и Крыму подняли цены на 20–30%

0
550

Другие новости

Загрузка...