0
1693
Газета СНГ Интернет-версия

28.08.2008 00:00:00

В Ингури брода нет

Тэги: абхазия, южная осетия


Признание Абхазии и Южной Осетии создало в зонах конфликтов совершенно новую ситуацию. Старые механизмы поддержания мира нуждаются в корректировке. Но признанные государства располагают гораздо большим арсеналом легитимных средств для обеспечения своей безопасности. Оборудованная по всем правилам госграница – одно из таких средств.

До сих пор граница Абхазии и Грузии, проходящая по реке Ингури, не была оборудована. Не было пограничных столбов, контрольно-следовой полосы, проволочных ограждений. Приграничная территория входила в зону безопасности, установленную в соответствии с Московским соглашением от 1994 года, которую контролировали российские миротворцы.

Между тем граница оставалась в значительной степени проницаема для грузинских террористических групп: на всем ее протяжении имеется около 80 бродов. Что же касается Южной Осетии, то здесь ситуация была еще сложнее: осетины не контролировали весь периметр своей границы, поскольку грузинские села находились под прямым контролем Тбилиси. В обеих республиках созданы погранслужбы, но они не имели возможности выполнять служебные обязанности в полном объеме.

Во сколько обойдется Сухуму укрепление границы, сказать трудно. Но если учесть, что обустройство 1 метра российско-казахстанского рубежа обошлось Москве в 2005 году в 6500 рублей, и помножить это на абхазский периметр, можно составить приблизительное представление об общей сумме погриничных издержек.

Намерение оборудовать вдоль границы по реке Ингури погранзаставы «НГ» подтвердил президент Абхазии Сергей Багапш. «Конечно, мы будем укреплять границу, – заявил он. – В зоне безопасности будут пограничные заставы».

Однако и миротворческая операция, по словам Багапша, будет пока по-прежнему проводиться силами России. «Пока ничего не меняется, – сказал Багапш. – Миротворческая операция будет проводиться, зона безопасности будет существовать в прежнем виде в соответствии с подписанными документами, в том числе и на грузинском берегу Ингури». Напомним, что Московское соглашение устанавливает 25-километровую зону безопасности: по 12,5 км по обоим берегам Ингури.

Министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба заверил «НГ», что распоряжения по переоборудованию абхазо-грузинской границы будут отданы «прямо сейчас». «Да, там будут пограничные столбы, – заявил министр. – Прямо сейчас возьмемся и сделаем это. Мы не могли там строить пограничные заставы, потому что соблюдали договоренности, это была зона ответственности миротворческих сил. Сейчас граница будет обустраиваться, как положено. Тем более что у нас есть намерения выстраивать отношения с Россией в области таможенной политики, сейчас готовится ряд договоров по безопасности. Ситуация требует безотлагательного решения именно этого вопроса».

По сведениям «НГ», важнейшим среди этих договоров будет соглашение о военном сотрудничестве между Абхазией и РФ, которое может быть подписано уже в ближайшее время. «Мы работаем над этим», – сообщил источник в правительстве Абхазии. Видимо, подписание такого соглашения изменит статус российских войск в республике, которые пока продолжают проводить миротворческую операцию.

Миротворцы появились в Абхазии по Московскому соглашению от 1994 года. Первоначально предполагалось, что миротворческую миссию будет выполнять исключительно Россия. Потом было принято решение, что миротворчество будет проходить под эгидой СНГ. Так что окончательное решение о судьбе операции могут принимать главы СНГ. Хотя Грузия и заявила о выходе из Содружества, эти процедуры еще не завершены. В принципе миротворческая миссия в Абхазии может быть прекращена по требованию одной из сторон. Но в любом случае для ее трансформации потребуется какое-то время.

«Признание Россией независимости Абхазии не означает, что Россия должна прекратить миротворческую миссию, – заявил Сергей Шамба. – Те, кто несет ответственность за мир в регионе, не могут просто так отказаться от своих обязанностей, если существует угроза гуманитарной катастрофы. Это было бы безответственно».

Погранзаставы будут оборудоваться и на грузинско-югоосетинской границе. И.о. премьер-министра Южной Осетии Борис Чочиев сообщил «НГ», что граница пройдет точно по границе бывшей югоосетинской автономной области. Чочиев подтвердил намерение руководства республики подписать военный договор с Москвой, на основании которого российские войска могли бы остаться в Южной Осетии на постоянной основе. «До тех пор миротворческая операция в Южной Осетии будет продолжаться, хотя бы на основании Дагомысских соглашений, подписанных в 1992 году Россией, Грузией, Южной и Северной Осетией». Примечательно, что по этим соглашениям миротворцы должны оставаться в Южной Осетии до полного урегулирования конфликта, и процедура выхода из них не предусмотрена. Впрочем, очевидно, что ссылаться на эти соглашения как на правовую основу для миротворчества уже нельзя: они предполагают наличие в составе МС грузинского батальона, а российский МИД уже заявил, что это отныне неприемлемо.

«Несмотря на то что после вчерашнего заявления президента России статус Абхазии и Южной Осетии изменился, мы намерены продолжать свою миротворческую операцию, – заявил «НГ» посол по особым поручениям МИД РФ Юрий Попов. – Мы исходим из того, что активная фаза операции по принуждению к миру завершилась, и сейчас проводится операция по поддержанию мира. Она будет основываться не столько на Дагомысских соглашениях, сколько на оценке реальной ситуации. Зона безопасности будет обязательно соблюдаться, иначе невозможно обеспечить безопасность Абхазии и Южной Осетии. Что касается договорно-правовой базы этой операции, то мы намерены обсуждать эти вопросы с ОБСЕ и Евросоюзом».

Как заверили «НГ» в МИДе, Россия будет осуществлять свою миротворческую миссию до подписания соглашений о сотрудничестве в области безопасности с Сухумом и Цхинвалом. Если Москва заключит с теперь уже признанными республиками военные договоры, ее миссия в регионе трансформируется. На Смоленской площади подтвердили, что возможность заключения таких договоров рассматривается, но «пока это не переведено в практическую плоскость».


статьи по теме


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
965
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
877
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
1623
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
744

Другие новости