Гурбангулы Бердымухамедов и Реджеп Тайип Эрдоган в последнее время встречаются часто. Фото Reuters
Вопросы региональной безопасности в контексте стремительно ухудшающейся ситуации в Афганистане и сотрудничество в сфере энергетики станут основными темами на переговорах в Ашхабаде президентов Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова и Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Визит турецкого лидера в Туркменистан начинается сегодня.
Реджеп Таийп Эрдоган посещает Ашхабад с ответным визитом. Минувшим летом Гурбангулы Бердымухамедов дважды побывал в Анкаре ради обсуждения вопросов сотрудничества в сфере энергетики, в частности поставок туркменского газа в Европу через территорию Турции.
Состоявшийся в конце сентября саммит глав Прикаспийских стран остудил пыл Бердымухамедова. Реализация проекта Транскаспийского трубопровода по дну Каспия от туркменского берега к азербайджанскому для вывода туркменского газа через Азербайджан и Турцию в Европу невозможна без согласия Россия. А Россия четко дала понять, что будет блокировать строительство любых трубопроводов по дну водоема.
Как считает эксперт по Центральной Азии политолог Аркадий Дубнов, Эрдоган стремится вновь заинтересовать Бердымухамедова Транскаспийским газопроводом. «Решение этой задачи для Эрдогана имеет чрезвычайно важное значение. Усилия Турции по строительству «Южного газового коридора», частью которого является Транскаспий, обеспечат Анкаре статус крупнейшего энергетического хаба, гарантирующего Европе независимые от Москвы стабильные поставки углеводородов. Эрдогану же это обеспечит политическую выживаемость на долгие годы», – сказал «НГ» Аркадий Дубнов. Примечательно, что одним из активных лоббистов Транскаспия сегодня выступает Украина – министр иностранных дел Павел Климкин, посетивший на днях Ашхабад, вел переговоры о возобновлении газового сотрудничества – Украина покупала туркменский газ до 2009 года.
По мнению эксперта Российского института стратегических исследований Аждара Куртова, Турция сейчас не основной игрок в плане продвижения Транскаспийского трубопровода. «Если речь на переговорах Эрдогана и Бердымухамедова и пойдет об энергетических проектах, то скорее всего о поставках электроэнергии из Туркменистана в Турцию», – сказал «НГ» Куртов. У Туркменистана накапливаются излишки электроэнергии, часть из которых Ашхабад поставляет в соседний Афганистан. Значительные объемы могли бы направляться в соседние страны – Киргизию и Таджикистан, но эти проекты блокирует Узбекистан, увязывая их со строительством крупных ГЭС в верховьях трансграничных рек региона, против чего выступает сам.
Эксперты сошлись во мнении, что важное место в переговорах в Ашхабаде займет афганская тематика в контексте стремительно ухудшающейся ситуации в этой стране после ухода западных военных контингентов. «Один из первых визитов после победы в президентских выборах Эрдоган совершил в Кабул для встречи с новоизбранным афганским коллегой Ахмадзаем. Анкара обладает серьезным влиянием на лидеров в северных провинциях Афганистана, именно там, откуда в последнее время боевики стали угрожать нападениями на Туркменистан», – сказал «НГ» Аркадий Дубнов. Эта опасность, по мнению эксперта, в который уже раз вынуждает отказываться от идеи строительства газопровода Туркмения–Афганистан–Пакистан–Индия (ТАПИ), обещавшего Ашхабаду крупные дивиденды, которые ему сейчас крайне необходимы ввиду пустеющей казны – ведь реальные доходы от продажи газа падают.
Кроме того, новой головной болью для Туркменистана стали периодические атаки приграничья со стороны афганских боевиков, и с этой напастью Ашхабад, похоже, в одиночку справиться не может. Эту проблему на днях Бердымухамедов обсуждал с президентом Узбекистана Исламом Каримовым. И о ней же пойдет речь на переговорах с Эрдоганом. Не случайно туркменский лидер на днях сообщил о намерении укрепить армию. Помочь ему в этом, по мнению Аждара Куртова, может именно Турция.
«У Турции относительно развитый военно-промышленный комплекс. Она экспортирует различные вооружения, в частности, в постсоветские страны. Туркменская армия между тем остро нуждается в перевооружении, даже несмотря на проведенную с помощью России модернизацию. К тому же за последние десятилетия поменялся характер потенциальных военных действий, при которых востребованы такие системы вооружений, каких у туркменской армии просто нет. Например, беспилотные летательные аппараты, которые применимы и для охраны протяженной границы. Поэтому туркменское руководство озаботилось состоянием своих вооруженных сил, а Турция может помочь повысить уровень их обороноспособности. Плюс турки могут помочь и в обучении офицерского состава. Аналогичная программа, кстати, у Турции работает с Азербайджаном», – сказал «НГ» Аждар Куртов.
По мнению эксперта, у Эрдогана есть далеко идущие планы – сделать Турцию главенствующим государством в тюркском мире. Именно этот постулат стал краеугольным в его программе, обеспечившей победу на президентских выборах 10 августа. Как известно, любая внешняя опасность сплачивает, централизует государства внутри и заставляет его правителей искать союзников на международной арене. Турция может стать таким союзником для Туркменистана. После этого Анкара может продолжить свою линию на создание единого тюркского парламента. И если ранее Узбекистан и Туркменистан отказались от этой идеи, то не исключено, что в новых политических условиях этот вопрос вновь будет включен в повестку дня. «Задача Эрдогана – превратить Турцию в супердержаву, и он последовательно к этому движется», – резюмировал Аждар Куртов.